Воспитатель МБДОУ дс №71 Соболева О.М.
Одной из основных воспитательных задач своей работы с детьми – считаю развитие мотивированной потребности у ребенка к здоровому образу жизни; формирование представления ребенка о самом себе, как об индивидуальности, о здоровом человеке. И конечно эту работу невозможно проводить в одиночку без активного привлечения родителей, как равноправных партнеров.
За недолгую педагогическую деятельность я обратила внимание на общую тенденцию в поведении родителей. Их очень волнует здоровье, физическое состояние своих детей, и тем не менее, они не придают особого значения занятиям физкультурой, зарядкой, считают это чем то необязательным, второстепенным. «Забывают» принести физкультурную форму, позволяют «проспать» зарядку, не придают значения закаливающим мероприятиям дома, соблюдению режима дня. Я подумала, как поднять престиж физкультурно-оздоровительной работы, вести эту работу интересно, не забывая и про традиционные формы работы, такие как беседы, пед. пропаганда.
Скачать конспект
В начале знакомства с группой, на первом родительском собрании попросила родителей написать «Портрет своего ребенка» (его интересы, привычки, склонности, достоинства и т. д, так как это позволяет посмотреть на ребенка, с разных сторон, дает различные поводы к размышлению, индивидуальному взаимодействию и с ребенком и с родителями. Подготовила соответствующий материал по теме здоровьесбережения, ЗОЖ в родительский уголок. И предложила следующее родительское собрание провести вместе с детьми в форме спортивного досуга «Русские богатыри». С целью вовлечения родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, причем не с позиции наблюдателя, а с позиции активного участника. Я считаю, что только положительный пример матери и отца, может оказать благотворное влияние на развитие ребенка, его физического и психического состояния.
С детьми также ведется большая систематическая работа. Это и различные беседы, праздники «Здоровья», включение физминуток, кинезиологических упражнений, дыхательных гимнастик в режимные моменты, закаливающие процедуры и т. д. выявление уровня знаний детей о своем организме, о ЗОЖ. Я предположила, что если ведущей деятельностью детей дошкольник является игра, то и формирование у детей знаний, умений и навыков о ЗОЖ можно осуществлять через игру, а именно подвижную. При знакомстве с той или иной игрой, перед ее проведением провожу небольшую беседу. Например, почему необходимо соблюдать те или иные правила, положение тела (чтобы не навредить своему организму, какие органы и части тела при этом развиваются. Если предлагаю игры подражания, или игры с экологическим уклоном, то разговариваем о природных явлениях, растительном и животном мире. Изучая различную литературу составила картотеку подвижных игр по возрасту, игр с экологическим содержанием для решения задач экологического воспитания. Выполняя работу по формированию навыков здорового образа жизни, реализую, еще одну немаловажную задачу – формирование у детей активной социально- личностной позиции. «Не потому делаю зарядку, что этого требуют взрослые, а потому, что сам хочу быть крепким, здоровым, выносливым, помогать другим».
Результатом активной работы стало то, что посещаемость в группе почти 80%. Родители, видя заинтересованность, заботу о здоровье их малыщей, очень охотно оказывают помощь, участвуют в различных мероприятиях, и не только оздоровительного типа, делают экспонаты на различные конкурсы и выставки, помогают в пополнении группы различными дидактическими пособиями.
Следующим этапом в моей работе по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ является работа над проектом «Экологическая тропа на территории ДОУ». Конечно, окружающая природная среда непосредственно оказывает влияние на жизнь и здоровье людей, формирование личности и с малых лет человек должен познавать ее и учиться любить, оберегать, уважать, задумываться над тем, чтобы наш дом стал еще краше и богаче. Я поставила перед собой, приоритетную задачу: воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям, животным и умение делать выводы. Так как наш детский сад открылся недавно, то недостаточно условий для полноценной работы по этому направлению. К работе над проектом так же очень активно привлекаю родителей.
Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:
- наблюдение в природе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
- работа в огороде, на клумбе;
- экскурсии по экологической тропе;
- дидактические игры;
- ознакомление с художественной литературой;
- участие в конкурсах;
- работа с родителями;
- методическая деятельность.
На мой взгляд, экологическое воспитание можно осуществлять через все виды деятельности дошкольника. Поэтому, работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.
В нашей группе имеются дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, настольно-печатные игры природоведческого содержания, различная литература, «экологическая лаборатория» оснащенная оборудованием для опытов, изготовлен календарь погоды, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне.
Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения к себе, своему здоровью, ко всему живому.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
- озеленение территории растениями
- оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры
- создание нескольких зон: «деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», цветник, парк для наблюдений
- «Зелёная аптека», «Муравейник», «Тропа здоровья».
Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д. Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции оздоровительную и учебною — просветительскую.
Считаю, что проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Ожидаемые результаты проекта:
расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления);
формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности;
ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей;
в ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе и ее понимание. Прежде всего — это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к себе, окружающей природе, к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам.
|