Мамойко Галина Николаевна. Нарушения звукопроизношения у дошкольников

Нарушения звукопроизношения у дошкольников

В XXI веке одной из наиболее распространенных проблем дошкольников является несформированность речи, и чаще всего это проявляется в нарушении звукопроизношения. Как отмечают сотрудники Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН), что за последние годы количество детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения выросло на 35, 5%, по сравнению с 50-ми годами XX века.

Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.В. Миртова, А.М. Бородич [3].

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е. И. Тихеева, О.И. Соловьёва, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичёва, Г.А. Тумакова) [2; 5; 6].

 

Нарушения звукопроизношения могут быть двух видов ФНР (фонетическое нарушение речи) и ФФНР (фонетико – фонематическое нарушение речи).

ФНР – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

ФФНР – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие).

Исходя из вышесказанного, нельзя не отметить, что наше ДОУ не является исключением, и с каждым годом количество детей с нарушением звукопроизношения стремительно растет. Растет не только количество, но все чаще и чаще появляются дети со сложными речевыми нарушениями.

Мне, как практикующему логопеду, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители пытаются самостоятельно с помощью интернета поставить детям звуки.

Многие родители убеждены, что включив видео, где логопед показывает постановку звуков по подражанию, ребенок сразу же начнет говорить все звуки правильно. Иногда достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный результат.

Но чаще всего необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Если ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Очень важно учитывать, что речь усваивается благодаря подражанию, ребенок с 2-летнего возраста уже различает все звуки речи, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. С 3-4 лет ребенок улавливает на слух различие между своим несовершенным произношение, и произношением звуков взрослыми людьми. Ребенок стремиться «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых.

Ребенок в возрасте от года до двух лет овладевает произношением самых простых по артикуляции звуков – гласных «а», «о», «э» и губных согласных «п», «б», «м».

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок усваивает гласные «и», «ы», «у», губно-зубные согласные «ф», «в», переднеязычные «т», «д», «н», заднеязычные «к», «г», «х» и среднеязычный звук «й». Появление этих звуков требующих более сложной артикуляции означает, что у ребенка совершенствуется речевой аппарат.

Наиболее сложными по артикуляции являются свистящие звуки «с», «з», «ц», шипящие «ш», «ж», «ч», «щ» дети овладевают в возрасте от 3 до 5 лет, заменяя эти звуки на более простые по артикуляции. Первоначально звук «ш» заменяется на более простой по артикуляции звук «т», «ть», позднее «сь», затем «с», так как твердые согласные появляются позднее мягких и наконец появляется звук «ш». В разные возрастные периоды мы слышим: «тяпка», «сяпка», «сапка», «шапка».

В возрасте 5-6 лет ребенок овладевает самыми сложными по артикуляции звуками — «р» и твердым «л». На этом заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.

В повседневной жизни мы чаще встречаем детей, у которых наблюдается своеобразие в произношении звуков, так называемые дефекты в звукопроизношении на которые обращают внимания родители. Как правило, такие устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи вызваны специфическими причинами и требуют непосредственного участия специалиста.

Дефекты звукопроизношения могут выражаться в нескольких вариантах:

- Полное отсутствие звука. В этом случае звук просто пропускается: «ука» вместо «рука», «апа» вместо «лапа»

- Звук может заменяться другими: «лука» или «юка» вместо рука, «пошов» вместо «пошёл».

- Звук может искажаться не четкое «ф», «с», «р»

- Смешение звуков в словах «коска», «кошка».

В любом случае все нарушения звукопроизношении требует оказания ребенку специальной помощи, а совместная работа логопеда и родителей повлияет на успешное обучение ребенка в школе.

Список литературы:

  1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 77 с.
  2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
  4. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. / А.И. Максаков — М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие

для воспитателя дет. Сада. / М.Ф. Фомичева – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

Просмотров: 395
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Лошковых Марина Алексеевна. НОД. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи имеющих минимальные дизартрические расстройства. Тема: Звук «Р».
  • Ткаличева Галина Владимировна. Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах и предложениях».
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Елена Николаевна Левьяш. Конспект подгрупповой НОД с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях» (лексическая тема «Дикие животные»)
  • Бобохян Сусанна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Взаимодействие логопеда с родителями в ходе коррекции звукопроизношения в группе компенсирующего вида». Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста: научный аспект
  • Левченко Ольга Сергеевна. Консультация для родителей «Как закрепить правильное произношение звуков»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Татьяна Новожилова. Статья «Нарушение звукопроизношения у детей»
  • Приварина Жанна Анатольевна. Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Пугина Надежда Викторовна. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Гаршина Ольга Валерьевна. Использование инновационных технологий в закреплении звукопроизношения и развитии речи детей
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Бевз Майя Антоновна. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.
  • Веденина Екатерина Николаевна Лихолетова Татьяна Викторовна Кудасова Дина Владимировна. Формирование правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
  • Приварина Жанна Анатольевна. Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Дульцева Анна Сергеевна. Мультимедийное игровое занятие по теме : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л]-[р]»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь