Составила: воспитатель Филькина Светлана Евгеньевна г. Саров, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители (законные представители).
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.
Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике, вырастив из семян рассаду; высадить рассаду на участке; получить урожай овощей.
Скачать конспект
Задачи проекта:
- Учить правильно ухаживать за растениями.
- Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, для роста растений.
- Развивать познавательные и творческие способности детей.
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Продолжительность проекта: среднесрочный, май — август 2019 г.
Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Процесс ознакомления с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне-летний период, начиная выращивать в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, а потом высаживать растения на участке детского сада, где дети будут продолжать наблюдать за их ростом и ухаживать за ними, а также собирать свой урожай.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:
- Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
- Формирование разносторонних знаний о растениях, видах овощей.
- Осознание цикличности в природе: смена сезонов; семя-> плод-> семя.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта: семена, почва, контейнеры, орудия труда.
- Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
- Сбор необходимого материала для создания огорода (семена, земля, контейнеры).
- Изготовление мини-теплицы, грядок на участке.
Практическая работа
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация развивающей предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
- Посадка семян редиса, перца, моркови, гороха, подсолнуха в землю.
- Уход за растениями — полив, рыхление, прореживание редиса, моркови.
- Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
- Участие в практической деятельности.
- Лепка овощей из пластилина.
- Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
- Просмотр презентаций и мультфильмов о растениях.
- Сбор коллекций семян.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
Подведение итогов
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Презентация проекта.
- Представление опыта.
Ход проекта:
Проблема: дети нашей группы решили вырастить овощи на собственном огороде. Но у них возник вопрос: как это сделать?
1 этап «Классификация»
В конце апреля, когда солнышко совсем обогрело землю, пришла пора сажать семена.
Многие дети дома видели, как мама или бабушка сажали семена помидор, огурцов, перца и др. овощей.
На первом этапе мы с ребятами собирали информацию о том, как выглядит огород, что может расти на огороде, и где мы можем создать свой огород.
Решили организовать в группе огород на окне. Встал вопрос: «Что же нам сеять?» Дети предлагали разные варианты овощей и фруктов. Решили выбрать разные по форме и размеру семена. Но как выглядят семена растений, дети не знали. Для этого собрали коллекцию семян. Рассмотрели семена различных овощей и фруктов.
Приготовили землю, стаканчики и контейнеры. Родители помогли в изготовлении мини теплицы. Совместно с детьми проговорили и зарисовали алгоритм посадки семян.
Посеяли: огурцы, горох, подсолнух, цветы (петунии, бархатцы).
Стали наблюдать за первыми ростками и учиться за ними ухаживать. Все изменения зарисовывали в дневнике наблюдений.
Так как при посадке в грунт, видно только как появляется и развивается росток. Но не видно развитие корневой системы. Решили провести совместный эксперимент. Прозрачную банку наполнили ватными шариками. Положили несколько семян фасоли и кукурузы. Смочили вату водой и стали наблюдать. Уже на следующий день семена набухли. Через 3-4 дня появился зеленый росток и корешок. Несколько дней наблюдали за их ростом и развитием корневой системы. Кукурузу пересадили в землю.
Вывод: семенам для всходов нужна вода и тепло.
2. Высадка в грунт
Окрепшие саженцы в середине мая высадили в подготовленные с помощью родителей грядки на участке. Дети принесли из дома рассаду помидор и перца, выращенную дома вместе с родителями. Также высадили их на наши грядки. В свободную грядку решили посеять морковь и редис.
3. Уход за растениями
Стали ухаживать и наблюдать за рассадой: поливали, пололи и рыхлили. Дети с удовольствием участвовали в данном виде деятельности.
Научились поливать растения под корень, определять, нужен ли полив, различать культурные растения от сорняков.
4. Наблюдения и сбор урожая
а) Уже через месяц мы с детьми собрали первый урожай – редис. Не всем редиска пришлась по вкусу — горчит.
Зарисовали и отметили скороспелость редиса в дневнике наблюдений.
б) Горох
В конце июля – начале августа поспел горох.
Необычность данного овоща отметили нахождением плода (горошин) в стручке. А также наблюдали за ростом стебля: он длинный и тонкий, вьётся, на нем есть «усики». Такой стебель не выдерживает тяжести стручков. Дети предложили помочь растению и подвязать. Натянули веревочку, за которую растение «цеплялось» своими усиками. Плоды гороха на вкус понравились большему количеству детей. Но заметили, если вовремя не сорвать стручки, то горошины становились не такими сладкими — переспел.
в) Подсолнух
Семечки видели все, но откуда они, и как выглядит растение, дети не знали.
Поэтому и решили посадить семена подсолнуха. Когда появились первые ростки, стали наблюдать и зарисовывать изменения. Заметили, что подсолнух растет очень быстро. Уже к середине лета подсолнух вырос выше роста детей. Особенно удивились дети, которые пришли после отпуска и увидели на участке огромный цветок.
По ежедневным наблюдениям, заметили, что цветок подсолнуха направлен в сторону солнца (восход – закат). Сделали вывод: по подсолнуху можно определить части света.
В конце августа срезали подсолнух, попробовали уже зрелые семечки – понравились. Просушили и решили оставить для корма птицам зимой!
Сделали вывод: из одного семечка созревает большое количество семян – урожай!
г) Помидор
По мере роста рассады помидор, увидели, что стебель стал наклоняться. Дети предложили помочь молодым растениям поддержать стебель и подвязать его к палочке (видели, как это делают родители или бабушка на даче). Но на участке и рядом с ним подходящих палочек не нашлось. Ломать ветки деревьев и кустов дети знают – НЕЛЬЗЯ! Поэтому решили обратиться за помощью к взрослым. Владик принес заготовленные с папой палочки, и мы подвязали наши помидоры.
В конце августа, некоторые помидоры стали краснеть. С наступлением холодных ночей, заметили, что рост прекратился. Решили с детьми снимать урожай. Покраснели помидоры уже в группе. К обеду у детей был дополнительный салат из помидор!
Выводы: Помидорам для созревания нужно вода, свет и тепло. Наши помидоры росли на улице, поэтому не успели покраснеть.
д) Морковь
Морковь не требовала особой заботы. Поливали по мере необходимости, удаляли сорняки. Плод моркови находится в земле и не видно как развивается, поэтому наблюдали за ростом зелени. Заметили, если хвостики моркови наклоняются, значит, не хватает влаги и нужен полив.
Выкопали морковь в самом конце лета. Урожай удался!
Попросили на кухне помочь помыть и почистить для нас морковь.
Витамины с грядки оказались полезны и сладки!
Вывод: Морковь растет долго, богата витаминами. Можно употреблять в сыром и вареном виде в различных блюдах.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
- Дети познакомились со многими культурными растениями.
- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и условиях открытого грунта.
- В результате практической и опытнической деятельности дети добыли знания о необходимых условиях для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне, ребята смогли поработать на открытом грунте: высаживали, поливали, пропалывали от сорняков, собирали урожай.
- Дети стали более уважительно относиться к земледельческому труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Дети совместно с воспитателем смогли определить опытным путем, что плод получается из семечка, а семечка – из плода.
- Родители приняли активное участие в проекте «От семечка до урожая»: проводили беседы с детьми об овощах и фруктах, растущих на их приусадебных участках; привлекали детей к огородным работам и познакомили их со способами ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, подкормка и пр.).
|