(раздел «Приобщение к социокультурным ценностям»)
Составитель: воспитатель Попова О. Л. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через привитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;
- формировать элементарные представления об изменении видов человеческого быта на примере истории предметов обихода;
- продолжать знакомить детей с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения характеризовать предметы по внешним признакам.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям народного искусства.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.
- воспитывать желание работать в парах, умение договариваться
- привлечь родителей к активному участию
Словарная работа:
- Обогащение словаря: кушак, косоворотка, кокошник, скайп, горница.
- Активизация: одноэтажные, многоэтажные дома, русский народный наряд.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Показ видео обращения бабушки Ларисы
- Показ экспонатов
Словесные:
- Беседа
- Указание
- Объяснение
- Поощрение
- Игровые:
- Дидактические игры: «Найди пару»
- Подвижная игра: «Лошадка»,
- Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»
- Игровая мотивация – приглашение хозяйки в горницу
Методы повышения познавательной активности:
Методы повышения эмоциональной активности:
- Пение частушек
- Сюрпризный момент
- Проблемная ситуация
Предварительная работа: беседы «Быт русской избы», «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила» «Веселые ложки»;
знакомство с предметами быта, обычаями и традициями;
чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций «Русская изба» (предметы быта, домашняя утварь), «Как жили на Руси»;
просмотр презентаций «Один день в крестьянской избе», «Едем в гости в русскую избу»;
дидактические игры: игра – лото «Моя любимая сказка, «Русская изба и современная квартира», «Игра противоположности»,
слушание русской народной музыки;
заучивание частушек;
организация и проведение русских народных хороводных игр.
Материалы и оборудование: ТСО. Предметы быта: печь, лавки, самовар, дорожки, прялка, коромысло, метла, зыбка, скатерть, деревянная посуда, корзинки, рушник, сундук, утюг, лапти. Русские народные костюмы, русские народные инструменты, игрушка-домовенок. Домашняя утварь: чугунок, ухват, лопата, кочерга.
Создание среды для организации и проведения занятия:
- Картинки с изображением современных и старинных предметов быта;
- Кукла домового;
- Уголок «Русской избы»;
- Музыкальные инструменты;
- Русские народные костюмы для девочек и мальчиков и взрослого.
- Клубочки пряжи.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Дети играют на ковре. Входят гости (воспитатели).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас с вами сегодня гости! Давайте поприветствуем их!
Предполагаемые ответы детей: Здравствуйте.
Сюрпризный момент
Видео звонок (скайп) от Бабушки Ларисы
Воспитатель: Ребята, Вы слышите, нам по скайпу кто- то звонит, давайте посмотрим, кто это может быть?
Видео обращение Бабушки Ларисы: — «Здравствуйте ребята! Меня зовут Бабушка Лариса.
Я хочу пригласить вас в гости ко мне в горницу и познакомится с вами.
Ко мне в гости собирайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь,
А живу я за полями, за лесами, за высокими горами.
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!»
Беседа
Воспитатель: Ребята, а что такое горница и где она находится?
Предполагаемые ответы детей: Чистая половина избы, куда приглашали гостей. Избы строили в деревнях.
Воспитатель: А чем отличается город от деревни?
Предполагаемые ответы детей: В городе построены высокие дома, по дороге едут машины, автобусы, есть детские площадки. А в деревне, одноэтажные дома, раньше они назывались они избами.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
- Ну, что ребята, отправимся к бабушке в гости?
- Когда люди собираются в гости, что они должны сделать?
Предполагаемые ответы детей: Красиво одеться.
Воспитатель: В гости к бабушке вы собирайтесь,
И скорее наряжайтесь.
(Ребята и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы)
Воспитатель: Идти нам пешком далеко, как вы думаете в деревню, на чем лучше нам отправиться? Подскажите мне ребята, в давние времена люди, на чем добирались?
Предполагаемые ответы детей: на лошадях
Воспитатель: Запрягайте скорей коней, да помчимся веселей.
(выбираем управляющего лошадью, остальные дети, имитируя, едут на телеге)
Музыкальная игра: «Лошадка»
(дети поют песню и имитируют езду на лошадях)
«Мы поедем на лошадке, По дорожке ровной, гладкой, Но – но, но – но Ты вези нас далеко».
Основной этап.
Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Распряжем лошадей. А вот и домик небольшой, Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед, Есть здесь кто-то или нет?
Выходит Бабушка-Лариса в русском народном костюме, встречает детей.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Проходите в горницу.
(Дети садятся на скамейки)
- Ой, ребята, какие вы красивые в гости приехали, какой у вас необычный наряд? Что это у вас за наряд, как называется этот костюм?
Предполагаемые ответы детей: русский народный костюм. У девочек, женщин длинный красивый сарафан, под сарафаном одета белая рубаха, которая на рукавах тоже украшена вышивкой. На голове кокошник, а так же одевали платки. У мужчин и у мальчиков русская рубаха – на воротнике разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Обувь: летом носили лапти зимой валенки.
Бабушка: Молодцы ребята.
Воспитатель: Бабушка как у вас здесь красиво, не правда ли ребята?!
Бабушка: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадывать.
Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в моей избе.
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
Воспитатель: ребятишки, расскажите бабушке, что вы знаете о печи.
Предполагаемые ответы детей: Печь была в каждой избе. Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печку дровами и лучшими считаются берёзовые или дубовые. На печке можно даже спать. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.
Бабушка: Правильно, слушаем дальше загадку
Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит...
(чугунок)
Предполагаемые ответы детей: это русская посуда, изготовлена из чугуна, он предназначен для приготовления еды. В чугунке можно приготовить каши, супы.
Бабушка:
Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт.
(ухват).
Предполагаемые ответы детей: ухват это палка с металлической рогаткой, чтобы ставить в печь и вытаскивать горшки, чугунки, и не обжечь руки.
Выпускает жаркий пар, Древний чайник...
(самовар).
Предполагаемые ответы детей: В нем готовили чай. Любили русские люди пить чай из самовара после баньки с мёдом и вареньем с баранками, пирогами.
За ним – сидим, За ним – едим, Он всей семье необходим... (стол).
Предполагаемые ответы детей: столы в избах были большие, потому что и семьи были большие и гостей за ним встречали. Рядом со столом стояли простые длинные лавки. Стол находился в избе в «красном углу».
Бабушка загадывает следующую загадку:
«Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?»
(прялка)
Предполагаемые ответы детей: Вечерами женщины садились за прялками и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.
Бабушка: Ребятки, пока мы с вами загадки разгадывали, мой котик-проказник корзинку с клубочками перевернул, все клубочки рассыпал. Без вашей помощи мне не обойтись. Пожалуйста, помогите. Надо клубочки поднять, смотать и положить обратно в корзинку.
Физ. минутка «Смотай клубочек»
Бабушка: у меня для вас последняя загадка осталась:
Деревянный ящик крепкий, Он таит в себе секреты, Он надутый как индюк, Называется...
(сундук).
Предполагаемые ответы детей: Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
Бабушка открывает сундук, а там разбросаны картинки, на которых нарисованы предметы домашней старинной и современной утвари.
Бабушка: И кто же это сделал?
Слышится шум за печкой.
Бабушка: Кто это шумит? Ты Женя, ты Даниэла...?
Из-за печки воспитатель показывает куклу «домовенок»
Домовенок: (магнитофонная запись)
* Я веселый Домовенок Охраняю вас с пеленок, Здравствуйте, мои милые друзья Я услышал разговор про сундук.
Дело в том, что в сундуке у меня, хранятся картинки. Я хотел посмотреть их, вот только они у меня все перепутались, я не знаю, что делать.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем домовенку разобрать картинки.
Домовенок: Вот настало времечко
Отдохнуть маленечко. Домового вы не бойтесь: Улыбнитесь, успокойтесь. Будем с вами мы играть, Веселиться, отдыхать.
Игра: «Найди пару» (какими предметами быта пользовались в давние времена, а какими сейчас)
Домовенок: Спасибо ребята, теперь в сундуке порядок.
Бабушка: В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Собирайся детвора, будет русская игра
Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»
(дети встают в круг, бабушка Лариса, встает в центр круга – дети идут по кругу и проговаривают)
Как у бабушки Ларисы Было семеро детей. Они не пили и не ели, Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так!
(выполняют движения за «бабушкой» имитация движений стирки, подметания веником, и т. д.)
Бабушка: ребята, русский народ умел не только трудиться, но и в праздники они пели русские народные песни, частушки, танцевали, играли на русских музыкальных инструментах. А какие русские инструменты вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Ложки, Балалайка, гармонь, трещотка, дудочка...
Бабушка: Молодцы, правильно!
(бабушка показывает детям музыкальные инструменты и раздает их.)
Бабушка: Давайте и мы с вами как в далекие времена повеселимся и споем для домового частушки.
(дети и взрослые играют на инструментах и поют частушки).
Кто сложил такие байки, Кто частушки сочинил? Ты, поди, теперь узнай-ка Кто он был и где он жил!
Покорил весь Божий мир, Самый русский сувенир И в полметра, и с ладошку Кукла яркая матрёшка!
Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати, У печи оставят лапти
«Русский валеный сапог Победить века все смог У него есть свой музей- Сам сходи, своди друзей.
Домовой: Ой, ребята молодцы повеселились от души.
Ребёнок: Мы тут пели и плясали, И немного поиграли, Что узнали сами -всем вам рассказали Будем дальше подрастать,
Будем больше узнавать.
Рефлексивный круг (все садятся в круг на коврик у печи)
Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?
Что вам было особенно интересно?
Предполагаемые ответы детей:
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т.д.
Воспитатель хвалит детей.
Бабушка: Не красна изба углами, а красна пирогами
В печке для вас угощение готово!
Пока вы пели частушки, подоспел наш пирог.
(бабушка достает противень с пирогом, которые дети едят в группе, всех к столу приглашает)
Используемая литература:
- Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб, 2001.
- Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
- Кузьмин И. А., Программа «Социокультурные истоки»
- Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
- Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
- Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
- «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература», 1989 г.
|