Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Попова Ольга Леонидовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «В гости к бабушке – Ларисе»



Попова Ольга Леонидовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «В гости к бабушке – Ларисе»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «В гости к бабушке – Ларисе»

(раздел «Приобщение к социокультурным ценностям»)

Составитель: воспитатель Попова О. Л. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через привитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;
  • формировать элементарные представления об изменении видов человеческого быта на примере истории предметов обихода;
  • продолжать знакомить детей с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения характеризовать предметы по внешним признакам.

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям народного искусства.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.
  • воспитывать желание работать в парах, умение договариваться
  • привлечь родителей к активному участию

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: кушак, косоворотка, кокошник, скайп, горница.
  • Активизация: одноэтажные, многоэтажные дома, русский народный наряд.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • Показ видео обращения бабушки Ларисы
  • Показ экспонатов

Словесные:

  • Беседа
  • Указание
  • Объяснение
  • Поощрение
  • Игровые:
  • Дидактические игры: «Найди пару»
  • Подвижная игра: «Лошадка»,
  • Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»
  • Игровая мотивация – приглашение хозяйки в горницу

Методы повышения познавательной активности:

  • Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  • Пение частушек
  • Сюрпризный момент
  • Проблемная ситуация

Предварительная работа: беседы «Быт русской избы», «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила» «Веселые ложки»;

знакомство с предметами быта, обычаями и традициями;

чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций «Русская изба» (предметы быта, домашняя утварь), «Как жили на Руси»;

просмотр презентаций «Один день в крестьянской избе», «Едем в гости в русскую избу»;

дидактические игры: игра – лото «Моя любимая сказка, «Русская изба и современная квартира», «Игра противоположности»,

слушание русской народной музыки;

заучивание частушек;

организация и проведение русских народных хороводных игр.

Материалы и оборудование: ТСО. Предметы быта: печь, лавки, самовар, дорожки, прялка, коромысло, метла, зыбка, скатерть, деревянная посуда, корзинки, рушник, сундук, утюг, лапти. Русские народные костюмы, русские народные инструменты, игрушка-домовенок. Домашняя утварь: чугунок, ухват, лопата, кочерга.

Создание среды для организации и проведения занятия:

  • Картинки с изображением современных и старинных предметов быта;
  • Кукла домового;
  • Уголок «Русской избы»;
  • Музыкальные инструменты;
  • Русские народные костюмы для девочек и мальчиков и взрослого.
  • Клубочки пряжи.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент:

Дети играют на ковре. Входят гости (воспитатели).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас с вами сегодня гости! Давайте поприветствуем их!

Предполагаемые ответы детей: Здравствуйте.

Сюрпризный момент

Видео звонок (скайп) от Бабушки Ларисы

Воспитатель: Ребята, Вы слышите, нам по скайпу кто- то звонит, давайте посмотрим, кто это может быть?

Видео обращение Бабушки Ларисы: — «Здравствуйте ребята! Меня зовут Бабушка Лариса.

Я хочу пригласить вас в гости ко мне в горницу и познакомится с вами.

Ко мне в гости собирайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь,

А живу я за полями, за лесами, за высокими горами.

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!»

Беседа

Воспитатель: Ребята, а что такое горница и где она находится?

Предполагаемые ответы детей: Чистая половина избы, куда приглашали гостей. Избы строили в деревнях.

Воспитатель: А чем отличается город от деревни?

Предполагаемые ответы детей: В городе построены высокие дома, по дороге едут машины, автобусы, есть детские площадки. А в деревне, одноэтажные дома, раньше они назывались они избами.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

- Ну, что ребята, отправимся к бабушке в гости?

- Когда люди собираются в гости, что они должны сделать?

Предполагаемые ответы детей: Красиво одеться.

Воспитатель: В гости к бабушке вы собирайтесь,

И скорее наряжайтесь.

(Ребята и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы)

Воспитатель: Идти нам пешком далеко, как вы думаете в деревню, на чем лучше нам отправиться? Подскажите мне ребята, в давние времена люди, на чем добирались?

Предполагаемые ответы детей: на лошадях

Воспитатель: Запрягайте скорей коней, да помчимся веселей.

(выбираем управляющего лошадью, остальные дети, имитируя, едут на телеге)

Музыкальная игра: «Лошадка»

(дети поют песню и имитируют езду на лошадях)

«Мы поедем на лошадке,
По дорожке ровной, гладкой,
Но – но, но – но
Ты вези нас далеко».

Основной этап.

Воспитатель. Тпру, стой, лошадка!
Распряжем лошадей.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?

Выходит Бабушка-Лариса в русском народном костюме, встречает детей.

Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Проходите в горницу.

(Дети садятся на скамейки)

- Ой, ребята, какие вы красивые в гости приехали, какой у вас необычный наряд? Что это у вас за наряд, как называется этот костюм?

Предполагаемые ответы детей: русский народный костюм. У девочек, женщин длинный красивый сарафан, под сарафаном одета белая рубаха, которая на рукавах тоже украшена вышивкой. На голове кокошник, а так же одевали платки. У мужчин и у мальчиков русская рубаха – на воротнике разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Обувь: летом носили лапти зимой валенки.

Бабушка: Молодцы ребята.

Воспитатель: Бабушка как у вас здесь красиво, не правда ли ребята?!

Бабушка: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадывать.

Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в моей избе.

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

Воспитатель: ребятишки, расскажите бабушке, что вы знаете о печи.

Предполагаемые ответы детей: Печь была в каждой избе. Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печку дровами и лучшими считаются берёзовые или дубовые. На печке можно даже спать. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.

Бабушка: Правильно, слушаем дальше загадку

Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит...

(чугунок)

Предполагаемые ответы детей: это русская посуда, изготовлена из чугуна, он предназначен для приготовления еды. В чугунке можно приготовить каши, супы.

Бабушка:

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.

(ухват).

Предполагаемые ответы детей: ухват это палка с металлической рогаткой, чтобы ставить в печь и вытаскивать горшки, чугунки, и не обжечь руки.

Выпускает жаркий пар,
Древний чайник...

(самовар).

Предполагаемые ответы детей: В нем готовили чай. Любили русские люди пить чай из самовара после баньки с мёдом и вареньем с баранками, пирогами.

За ним – сидим,
За ним – едим,
Он всей семье необходим...
(стол).

Предполагаемые ответы детей: столы в избах были большие, потому что и семьи были большие и гостей за ним встречали. Рядом со столом стояли простые длинные лавки. Стол находился в избе в «красном углу».

Бабушка загадывает следующую загадку:

«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»

(прялка)

Предполагаемые ответы детей: Вечерами женщины садились за прялками и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.

Бабушка: Ребятки, пока мы с вами загадки разгадывали, мой котик-проказник корзинку с клубочками перевернул, все клубочки рассыпал. Без вашей помощи мне не обойтись. Пожалуйста, помогите. Надо клубочки поднять, смотать и положить обратно в корзинку.

Физ. минутка «Смотай клубочек»

Бабушка: у меня для вас последняя загадка осталась:

Деревянный ящик крепкий,
Он таит в себе секреты,
Он надутый как индюк,
Называется...

(сундук).

Предполагаемые ответы детей: Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

Бабушка открывает сундук, а там разбросаны картинки, на которых нарисованы предметы домашней старинной и современной утвари.

Бабушка: И кто же это сделал?

Слышится шум за печкой.

Бабушка: Кто это шумит? Ты Женя, ты Даниэла...?

Из-за печки воспитатель показывает куклу «домовенок»

Домовенок: (магнитофонная запись)

* Я веселый Домовенок
Охраняю вас с пеленок,
Здравствуйте, мои милые друзья
Я услышал разговор про сундук.

Дело в том, что в сундуке у меня, хранятся картинки. Я хотел посмотреть их, вот только они у меня все перепутались, я не знаю, что делать.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем домовенку разобрать картинки.

Домовенок: Вот настало времечко

Отдохнуть маленечко.
Домового вы не бойтесь: Улыбнитесь, успокойтесь.
Будем с вами мы играть,
Веселиться, отдыхать.

Игра: «Найди пару» (какими предметами быта пользовались в давние времена, а какими сейчас)

Домовенок: Спасибо ребята, теперь в сундуке порядок.

Бабушка: В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Собирайся детвора, будет русская игра

Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»

(дети встают в круг, бабушка Лариса, встает в центр круга – дети идут по кругу и проговаривают)

Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей.
Они не пили и не ели,
Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

(выполняют движения за «бабушкой» имитация движений стирки, подметания веником, и т. д.)

Бабушка: ребята, русский народ умел не только трудиться, но и в праздники они пели русские народные песни, частушки, танцевали, играли на русских музыкальных инструментах. А какие русские инструменты вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Ложки, Балалайка, гармонь, трещотка, дудочка...

Бабушка: Молодцы, правильно!

(бабушка показывает детям музыкальные инструменты и раздает их.)

Бабушка: Давайте и мы с вами как в далекие времена повеселимся и споем для домового частушки.

(дети и взрослые играют на инструментах и поют частушки).

Кто сложил такие байки,
Кто частушки сочинил?
Ты, поди, теперь узнай-ка
Кто он был и где он жил!

  • **

Покорил весь Божий мир,
Самый русский сувенир
И в полметра, и с ладошку
Кукла яркая матрёшка!

  • **

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят лапти

  • **

«Русский валеный сапог
Победить века все смог
У него есть свой музей-
Сам сходи, своди друзей.

Домовой: Ой, ребята молодцы повеселились от души.

Ребёнок: Мы тут пели и плясали,
И немного поиграли,
Что узнали сами -всем вам рассказали
Будем дальше подрастать,

Будем больше узнавать.

Рефлексивный круг (все садятся в круг на коврик у печи)

Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?

Что вам было особенно интересно?

Предполагаемые ответы детей:

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т.д.

Воспитатель хвалит детей.

Бабушка: Не красна изба углами, а красна пирогами

В печке для вас угощение готово!

Пока вы пели частушки, подоспел наш пирог.

(бабушка достает противень с пирогом, которые дети едят в группе, всех к столу приглашает)

Используемая литература:

  1. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб, 2001.
  2. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
  3. Кузьмин И. А., Программа «Социокультурные истоки»
  4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
  5. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
  6. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
  7. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература», 1989 г.
Просмотров: 451
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Ежелева Валентина. СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей 2-ой младшей группы «Здравствуй, Бабушка-загадушка»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Панова Юлия. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию 'Бабушка любимая моя'
  • Главный Редактор. Бабушка рядышком с дедушкой...
  • Редактор. Баба-бабушка Яга - Alla Radevic
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Клевко Анна Ивановна. Развлечение в подготовительной группе «Вот какая моя бабушка!»
  • Иксанова Татьяна Андреевна. ПРОЕКТ: «БАБУШКА РЯДЫШКОМ С ДЕДУШКОЙ»
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Клевцова Ольга Ивановна. Конспект мероприятия досуг-развлечение по физическому развитию для детей старшей группы Тема: 'Мы – веселые ребята'
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Колесникова Инна Владимировна. Военная игра «Мы ребята бравые!»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Сценарий летнего спортивно-музыкального праздника для детей дошкольного возраста «Мы веселые ребята!»
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Нагаева Зульфия Фагимовна. Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Скроб Анастасия Николаевна. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «В гости к русской печке» (для детей средней группы)
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Шерстобитова И.А. Каменева Н.А.. «Русская изба просторна да хороша. В гости всех приглашает она».
  • Моргунова Надежда Борисовна. Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» (для детей дошкольного возраста 5-7 лет)
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь