Составила и провела Копытина С. А. воспитатель МБДОУ детский сад № 48 п. Новый городок.
Цель: познакомить детей с разной весной – полевой, речной, лесной.
Задачи:
- углубить представления сезонных изменений в природе с наступлением весны
- продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему тает снег — потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.)
- развивать умение применять свои знания на практике
- формировать умение работать в коллективе.
Словарная работа: ледоход,, снегогон, половодье.
Предварительная работа: наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций «Птицы», «Первоцветы», «Весна». Просмотр видео «Птицы весной», «Ледоход». Чтение рассказов, стихов о весне, птицах, весенних цветах.
Материал: картинки поля, речки, леса, насекомые, птицы, первоцветы, рыбки. Спортивные пренадлежности.
Ход занятия:
Доброе утро – все люди говорят (приветствие правой рукой) Доброе утро – улыбки дарят (руки вперед) Доброе утро – птицы поют (машем крыльями) Добрые вести по свету несут (руки делают большой круг).
Воспитатель: Какую весть несут птицы?
Дети: Птицы несут весть о том, что пришла весна.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы. Ответы детей.
Как называют март в народе? (Капель, утро весны, солнечник). Как говорят про апрель? (Середина весны, ледолом, снегогон). Как говорят про май? (Сердце весны, цветень).
Назовите главную примету весны. (Солнышко).
Стук в дверь. За дверью лежит шкатулка и карта.
Воспитатель: Посмотрите, шкатулка. Интересно, кто нам ее прислал? Рассматривают шкатулку, в ней письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Весна. У меня много работы, поэтому сама прийти не могу. Передаю для вас подарок. Он лежит в шкатулке. Увидеть его сможете, если отгадаете, какой разной я могу быть. Подсказка, следуйте по карте».
Ребята, вы хотите узнать, что за подарок приготовила для нас весна? Давайте рассмотрим внимательно карту, и узнаем, куда же нам надо идти.
Отправляемся на поле.
Воспитатель: Мы пришли с вами на поле. Где – же здесь весна? Вы ее видите? Ответы.
Мы назвали главную примету весны — солнышко.
Солнце весной (что делает) – греет, светит, сияет, печет.
Почему весна привела нас именно сюда.
Дети: потому то это первая победа весны. (По ходу ответа дети трансформируют картину – снимают сугробы, под ними оказываются проталины. На проталинах появляются птицы.
Что такое проталины? Какие птицы первые прилетают? (грачи, скворцы, полевые жаворонки) Как в народе говорят про грача? (грач зиму ломает). Какую пословицу мы знаем про грача? (если грач на горе, то весна на дворе).
Мы нашли с вами первую весну. Как она называется – полевая. Физминутка: Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу). Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте). А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (дети медленно встают). Отправляемся дальше. Посмотрите на карту. Куда путь лежит. Ответы. Воспитатель: Ребята, куда нас весна привела? Дети: Весна привела нас на речку. Вторая победа весны.
Воспитатель: Посмотрите на речку, что вы видите? Ответы.
Ребята, а что за птичка сидит? Это перелетная или зимующая птичка? Как трясогузку называют в народе? (Ледоломкой)
Солнышко светит все ярче, что происходит со льдом?
Дети: Лед становится рыхлым, трескается и начинает свое движение по реке. (Дети убирают льдины, освобождают речку).
Воспитатель: Как называется движение льда на реке? (ледоход).
Дети: Льдины наталкиваются друг на друга, ломаются, начинают таять и воды в речке прибавляется, ей становится тесно и она выходит из берегов, разливается и все вокруг затапливает.
Воспитатель: Как называется, когда речка выходит из берегов (половодье). Просыпаются мелкие рыбки, рачки, разные насекомые, живущие в воде. Возвращаются в родные края птицы (водоплавающие). Мы нашли с вами вторую весну, называется она – речная. Это вторая победа весны.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, мы пришли с вами в лес. Посмотрите, здесь еще лежит снег. Но солнышко греет. Что происходит в лесу?
Дети: Лес начинает оживать. Появляются цветы – пролески, хохлатки, медуница, мать-и-мачеха. Распускаются листочки на деревьях, кустарниках. Проснулись насекомые – пчелы, осы, мухи, комары, майские жуки, паучки, муравьи трудятся в своих муравейниках. Прилетают последние птички – кукушки, соловьи. Звери меняют свои шубки.
Воспитатель: Как называется эта весна? – лесная. Третья победа весны.
Итог.
Ребята, где мы с вами были? Ответы детей. Какую весну мы с вами увидели?
Первая весна – полевая (март), вторая – речная (апрель), третья – лесная (май). Мы все вместе должны дотронуться правой рукой до шкатулки и произнести слова — весна полевая, речная, лесная. Открываем шкатулку, там лежат семена цветов.
Музыкальная пауза «Весна».
|