Авторы: воспитатели высшей квалификационной категории:
- Смирнова Екатерина Вячеславовна
- Тарасенко Надежда Олеговна
ГБДОУ детский сад №64 Выборгского района г.Санкт-Петербурга
«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации». Г.Н. Волков
Аннотация проекта.
Скачать конспект
Проект направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста личностных, интеллектуальных, физических качеств, творческих, музыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
Тип проекта: творческий
Вид проекта: групповой.
По продолжительности: среднесрочный (3 месяца: февраль, март, апрель)
Участники: дети старшей группы, родители детей, воспитатели.
Возрастная категория детей: 5-6 лет
Целевая аудитория: дети и родители.
1. 1. Актуальность
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. в магазинах сплошь иностранные игрушки, которые нередко оказывают отрицательное воздействие на развитие ребёнка, книгам с русскими сказками противостоят глянцевые журналы для детей, рассказывающие о супергероях. Место богатырей заняли «люди – пауки», а место Василисы Прекрасной – Рапунцель. Не только дети, но и взрослые не знают народных праздников, обычаев, обрядов, и в то же время в нашу культуру проникают такие праздники как Хэллоуин, День Святого Валентина. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.
Мы считаем, что проблема заключается в том, что имея богатейшие народные традиции мы отходим от них, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста. Поэтому, мы решили изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к традициям русской народной культуре.
Учитывая актуальность темы, определили цель своего педагогического проекта:
Развитие познавательного интереса к календарно-обрядовым праздникам русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
собственно-педагогические:
- Расширение представлений о русской народной культуре, через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками весеннего цикла.
- Приобретение положительного опыта проектной деятельности по изучению традиционных народных праздников.
функционально-педагогические:
- Обобщение и закрепление знаний детей о календарно-обрядовых праздниках весеннего цикла «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица».
- Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа (жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой).
- Развитие творческих и познавательных способностей детей.
- Знакомство с народно-прикладным искусством.
- Формирование положительно-эмоционального фона при приобщении к традиционным русским народным праздникам.
- Организация поисковой деятельности детей и родителей по знакомству с русскими народными традициями.
- Воспитание уважения, гордости к истории и культуре своей страны.
При внедрении своего педагогического проекта «Весенний хоровод» мы предполагаем следующие прогнозируемые результаты
На уровне детей:
- Сформируются представления о русских национальных календарно-обрядовых праздниках в весенний период;
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- Сформируется интерес к народным играм, как жанру устного народного творчества;
- Развитие умения широкого использования календарного детского фольклора в самостоятельной деятельности;
- Тесное общение детей и родителей в совместной деятельности по приобщению к русским национальным традициям.
На уровне родителей:
- Сформирована активная родительская позиция в воспитании духовно-нравственных качеств детей на основе русских народных традиций.
- Повышение компетентности родителей в вопросах изучения русской национальной культуры.
- Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми по знакомству с национальными традициями русского народа.
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада;
- Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации педагогических проектов;
- Усвоение алгоритма создания проекта;
- Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;
- Установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- Являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников в детском саду.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально — технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Продукты проектной деятельности:
- Фольклорный праздник «Весенние посиделки»;
- Лэпбуки по теме проекта.
По окончании проекта будет проведен повторный мониторинг с целью подведения итогов работы, определения эффективности проекта «Весенний хоровод».
Содержание проекта
Исходя из данных анкетирования родителей и мониторинга с детьми, был составлен план мероприятий работы с родителями и тематический перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание педагогического проекта «Весенних хоровод» включает в себя материалы по ознакомлению старших дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками как одной из ветвей русской национальной культурой в разных видах детской деятельности, таких как: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы.
Практическая часть
Этапы реализации проекта «Весенний хоровод»
Реализация педагогического проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на достижения целей и решение задач проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
I этап
(аналитический)
|
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями и детьми вопросов, связанных с проведением проекта; проведение первичной диагностики, анкетирование родителей.
|
II этап (организационный)
|
Разработка материалов в соответствии с планом работы, создание тематических альбомов, организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Составление перспективных планов работы с детьми, родителями. педагогами; разработка содержания праздников; подбор дидактического материала, литературы; подбор и изготовление костюмов.
|
III этап (практический)
|
Проведение, бесед, НОД, народных праздников; рассматривание иллюстраций, тематических альбомов; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, закличек; индивидуальная работа с детьми и родителями.
|
IV этап (итоговый)
|
Проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.
|
На I этапе (аналитическом) был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к русской народной культуре, через знакомство с календарно-обрядовыми весенними русскими народными праздниками. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности знаний основ русской народной культуры у детей. После анкетирования на тематическом родительском собрании «Чаепитие за русским самоваром» родителям было предложено участие в проекте.
На II этапе (организационном) был составлен календарь народных весенних праздников, с которыми планировалось знакомить детей, разработан перспективный план по реализации проекта в совместной, в самостоятельной деятельности и образовательной деятельности с детьми. А так же план работы с родителями, педагогами и социальными партнерами. Подбирались беседы, занятия, потешки, заклички, игры которые соответствовали календарным весенним праздникам. Оснащение и организация работы музея «Русская горница».
На III этапе (практическом) были проведены беседы, НОД, народные игры, календарные праздники; индивидуальная работа с детьми и родителями. Была апробирована системапо приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Система включает работу по образовательным областям. (Таблица 1)
Таблица 1
Образовательная область
|
Образовательная деятельность с детьми
|
Совместная деятельность педагогов и детей детьми
|
Совместная деятельность с родителями
|
«Социально-коммуника-тивное развитие»
|
|
1). Дидактические игры «Русское лото», «Оденем куклу в русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Традиционные весенние народные праздники»
2)Сюжетно-ролевая игра «Семья».
|
1). Папка-передвижка «Русское народное творчество в воспитании детей»
2).Информацион-ный материал «Окраска пасхальных яиц».
|
«Познава-тельное развитие»
|
1). НОД: «Традиции и обычаи русского народа»
2). «Жаворонки прилетели»
3). «Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой казаков, как ветви русского народа»
|
1). «Обрядовое печенье-жаворонки» и др.
2). Беседа "Широкая масленица
3). Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
4). Беседа «Праздник русской березки – Троица»
|
1). Тематическое собрание «Чаепитие за русским самоваром»
2).Анкетирование
3). Консультация для родителей.
«Лэпбук - новый вид совместной деятельности взрослого и детей»
|
«Речевое развитие»
|
1). Составление рассказа о птицах «Как птицы весну встречают»
|
1). Разучивание закличек, потешек.
2). Чтение сказок, стихов, пословиц про весну.
3). Загадывание загадок про весну, весенние праздники
|
1). Папка – передвижка «Роль фольклора в развитии детей»
|
«Художест-венно-эстетическое развитие»
|
1). Изобразительная деятельность. Рисование: «Дети рисуют образы весны».
2). Ручной труд «Изготовление традиционной тряпичной куклы Веснянка»
3). «Весенние птички»
4). Изготовление печенья из соленого теста «Жаворонки»
5). Аппликация «Пасхальный кулич»
|
1). Пение закличек«Жавороночки перепёлочки»,
«Весна красна», Жавората,жавората» и т.д
2). Праздник на улице «Приди весна с радостью»
3). Фольклорный праздник «Весенний хоровод»
4). Стенгазета "Приглашаем на блины"
|
1). Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Северная берегиня»
|
«Физическое развитие»
|
|
1). Физкультурный досуг «Вечер народных подвижных игр»
2). Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Ай да птица, что за птица!», «Каравай»,«Заря – заряница»,«Солнышко – ведрышко»,«Венок»,«Водяной».
|
|
На IV этапе (итоговом) был проведен итоговый мониторинг выявления сформированности основ русской народной культуры у детей, что и подтвердило эффективность данного проекта.
Список использованной литературы
- Адаскина, О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. — 256 с.
- Богомолова, М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. — Набережные Челны, 1995. — 40 с.
- Бударина, О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство-Пресс, 2015. — 114 с.
- Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. "Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС" Издательство: "Мозаика-Синтез" 2014.
- Ефимова, Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. — М.: Издательство Советская Россия, 1989. — 314 с.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Учебное пособие «Народные праздники в детском саду» Издательство Москва: Наука 2012. -148 с.
- Князева, О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Спб. Детство-Пресс, 2015 – 120с.
- Лапшина, Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна. Издательство: «Учитель» 2015.
- Науменко, Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 — зима, весна. Часть — 2 — лето, осень. — М., 2012.
- Пантелеева, Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие Издательство: "Мозаика-Синтез" 2014-72 с.
- Покровский, Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
- Пугачёва, Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
- Соловьёва, Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.
- Шейко, Н.И. Пословицы и поговорки русского народа – М.: Вече, 2006. – 304с.
|