- Автор: Кушнарева Людмила Францевна, воспитатель высшей категории
- Соавтор: Шнитко Елена Валерьевна, воспитатель
Место работы и должность: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа
На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, педагоги отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Креативность — способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.
Скачать конспект
Возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности. Креативность делает процесс развития творческих способностей увлекательным и помогает находить новые решения.
В изобразительной деятельности дошкольников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность — одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей. Изобразительное творчество для ребенка – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза, руки – инструменты души, сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его работа что-то сказала, чтобы изображение его узнали. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Это влечет за собой отрицательное отношение к процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Техника отпечатка. Отпечатки ладошками
На занятиях по ИЗО-деятельности важно подобрать такую работу, которая будет соответствовать возрасту детей. Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, Поэтому в этом возрасте интересны -рисунки в технике рисования ладошками.
Ладошка выступает как шаблон – сначала эскиз, отпечаток ладошки на листочке бумаги, а потом дорисовываем.
- К ладошковому элементу рисунка можно добавлять накладные детали – аппликации из бумаги и других материалов. Для старшей группы детского сада подойдет рисунок из ладошки в виде радужного волшебного единорога, рисунок в виде дракона.
- Также маленькие дети очень любят коллективные поделки. Где вся группа детского сада участвует в одной общей художественной работе. Например на большом листе бумаги нарисовать очертания будущего тела павлина – и вокруг него выстроить отпечатки перьев его пышного хвоста. И потом когда хвост высохнет – можно по центру наклеить само тело.
Отпечатки ступнями
Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.
Сразу скажу, что в реалиях детского сада (где в группе 30 детей) такое рисование ступнями трудно организовать. Но…Такое рисование можно сделать как специально организованное индивидуальное занятие. Дети делятся на группы по 4 человека. Один ребенок дает свои ноги для отпечатка, второй рисует глаза, уши, хвосты, третий ребенок рисует травку, солнышко, четвертый дерево, птичку и так далее… (в зависимости от темы и сюжета картины).
Так же в этой технике инструментами могут быть: поролоновые тычки, штампики, комочек мятой бумаги, втулка от туалетной бумаги и т.д. Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных). Краска берется их баночек или акварельки, капаем ее на мисочку (крышку от банки). В нее макается мятая бумага и отпечаток переносится на бумагу после чего рисунок дорисовывается или наоборот, сначала рисуются некоторые детали а потом наносятся отпечатки.
Рисование вилками
Необходимый инструмент для того — одноразовые пластиковые вилки и гуашь разведенная с клеем ПВА. Все рисунки, где нужен характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.
Вот образец такой работы. На листе бумаги педагог рисует пенек. От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки. Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз.
Рисование с мокрым эффектом. Кляксография
Здесь на лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводи и красочные ручейки. Для такого рисования необязательно использовать акварель, тоже самое можно сделать гуашью, разбавленной водой. Ребенку даем рисунок личика (мальчика или девочки) и задача ребенка выдуть ПРИЧЕСКУ этим персонажам.
- В младшей группе детского сада детям очень понравится рисовать кляксовых монстриков. Их можно раздувать из трубочки в любые стороны. А потом после высыхания наклеивать на них элементы аппликации.
Рисование ватной палочкой
Все мы в детском саду рисовали поделку пушистый одуванчик – с помощью ватных палочек. Маленьким детям лучше всего в технике «тыка ватными палочками», предлагать рисовать лишь некоторые элементы персонажей – только хвост у лисы, только иголки у ежика. То есть совмещать работу по рисованию ватной палочкой с аппликацией. Сначала на листе бумаги ребенок делает аппликацию мордочки ежика (из коричневой бумаги) И потом спинку нужно полностью утыкать разноцветными отпечатками ватной палочки. Еще ватной палочкой можно делать цепочка узоров. Как ряды колечек на кактусах ниже. А также точками можно рисовать целые картины. Такую технику нетрадиционного рисования можно назвать «точко-графия».
Ватной палочкой и красками можно рисовать красивые мандалы. Мандалы – это круговые узоры, симметричные и разноцветные. Для детей мы должны дать уже готовые шаблоны-мандалы, с заданным узором. И задача ребенка каждый ТЫК палочкой повторить точь в точь в каждой из симметричных зон мандалы. То есть… если в одной зоне вы сделали 2 желтых тыка на лепестке, значит и в остальных зонах нужно сделать по 2 желтых тыка, на таком же лепестке, в том же месте лепестка.
Рисование «пухлыми красками»
Это объемная краска для создания пухлых рисунков. Делается такая краска просто – в мисочке смешиваем клей ПВА с гуашью и добавляется пену для бритья. Например, для арбуза нужно всего две краски – вот с него и начните. Косточки арбуза – это простая черная гуашь. Наиболее простое – это вафельный рожок с мороженным. Рожок вырезается из грубого упаковочного картона, на нем рисуем маркером вафельную сетку. Ребенок приклеивает рожок на лист бумаги (внизу) и на нем выкладывает круглые шарики объемного рисунка. Можно дать ребенку круглые шаблоны, которые он обведет сначала карандашом над краем рожка, и потом в эти круглые контуры будет укладывать пенистую краску.
А сейчас мы хотим вас пригласить в нашу мастерскую и попробовать порисовать используя нетрадиционные техники художественной выразительности.
Вот такие интересные техники рисования вы можете использовать в работе с детьми. Используя нетрадиционное рисование можно проводить занятие по изобразительной деятельности, предоставив весь процесс ребенку для самостоятельного творчества.
|