Щадилова Людмила Талгатовна. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Автор:

Щадилова Людмила Талгатовна

Научный руководитель: Ломаева Марина Валентиновна,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия

Аннотация: в статье раскрывается понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольников», анализируется содержание социально-коммуникативного развития как одной из образовательных областей дошкольного образования в различных образовательных программах.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, Федеральный

 

Скачать конспект

государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная область, образовательные программы дошкольного образования.

Shcadilova Lyudmila Talgatovna

Scientific adviser: Lomaeva Marina Valentinovna

SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT

OF PRESCHOOL CHILDREN AS EDUCATIONAL AREA

Abstract: the article reveals the concept of "social and communicative development of preschool children", analyzes the content of social and communicative development as one of the educational areas of preschool education in various

educational programs. Key words: social and communicative development, Federal

state educational standard of preschool education, educational area, educational

programs of preschool education.

Key words: social and communicative development, Federal state standard

  • f preschool education, educational area, educational programs of preschool education.

Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Социальный опыт, который ребенок приобретает во время взаимодействия с окружающими его людьми, зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение

ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Социально-коммуникативное развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [9, с. 13].

Социально-коммуникативное развитие, по определению Е.О. Смирновой, это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества. Он осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности — общении, игре, познании, в разных видах деятельности [8, с. 21].

Под социально-коммуникативным развитием ребёнка в период детства Л.Г. Богославец понимает интегративную характеристику личности, отражающую систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве, адекватного восприятия окружающей действительности, построения системы отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации, что обеспечивает успешность социализации ребенка [2, с. 15].

Содержание социально-коммуникативного развития отражено в примерной основной образовательной программе дошкольного образования и авторских примерных основных образовательных программах дошкольного образования: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), «Радуга» (под ред. Е. В. Соловьёвой), «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) и др.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования сформулированы основные задачи в области социальнокоммуникативного развития дошкольников:

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе и другим людям;
  • развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
  • развитие игровой деятельности;
  • развитие компетентности в виртуальном поиске [6, с. 32].

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) определены следующие задачив области социальнокоммуникативного развития дошкольников:

  • социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
  • ребёнок в семье и сообществе;
  • самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
  • формирование основ безопасности [5, с. 119].

В примерной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) основными образовательными задачами социально-коммуникативного развития дошкольников являются:

  • создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе;
  • формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстниками взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование первоначальных основ патриотизма;
  • формирование способности к организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности, поддержка самостоятельности в процессе реализации разных видов детской деятельности;
  • поддержка стремления ребёнка принять участие в различных видах творческой деятельности, стремления помочь другим и умение принять помощь как от педагогов, так и от детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело;
  • расширение представлений детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях [3, с. 83].

Основными целями образовательной работы по социально — коммуникативному развитию дошкольников в рамках примерной основной образовательной программы «Радуга» (под ред. Е. В. Соловьёвой) являются моральное воспитание, социализация и трудовое воспитание [7, с. 46].

Таким образом, в вышеперечисленных программах социально — коммуникативное развитие дошкольников подразумевает их включение в различные виды деятельности, а также в деятельность общения со взрослыми и сверстниками. Также в данную образовательную область входят такие направления воспитания, как нравственное, трудовой, воспитание основ безопасности жизнедеятельности.

Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников включает в себя различные виды активной детской деятельности, каждый из которых вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

  • игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества, в игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат;
  • исследовательская деятельность способствует развитию умения самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений;
  • изобразительная деятельность позволяет с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие;
  • предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире;
  • наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства;
  • коммуникативная деятельность объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности в эмоциональной близости;
  • проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности; конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, под социально-коммуникативным развитием дошкольников в нашем исследовании понимается процесс, характеризующийся достижением дошкольником умения реализовывать различные формы игровой деятельности и общения со сверстником и взрослым, положительной мотивацией к взаимодействию с другими детьми, способностью к решению внешних и внутригрупповых социально-коммуникативных ситуаций.

Содержательный анализ современных образовательных программ показал необходимость проектировать образовательную деятельность по социально-коммуникативному развитию детей таким образом, чтобы на этапе завершения дошкольного образования у ребёнка было сформировано мировоззрение, собственная «картина мира», в которой важное место отводится ценностям и моральным нормам поведения; установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства.

Кроме того, у ребёнка должны быть сформированы навыки эффективного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, произвольного воспроизведения принятых в обществе образцов поведения; сформировано эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; ценностное отношение к себе, своему здоровью и своей жизни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно — методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 11. — С. 16— 20. — URL: http: //e-koncept. ru/2015/95120. htm.
  2. Богославец Л.Г. Управление качеством дошкольного образования: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. парамоновой. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 333 с.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 333 с.
  6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. — М., 2015. — 243 с.
  7. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.В. Соловьевой. — М.: Просвещение, 2014. — 232 с.
  8. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Просмотров: 807
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Аносова Елена Петровна. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Веракса
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Курбанова Дарья Владимировна. Непрерывно — образовательная деятельность по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» по теме: «С малой родины моей начинается Россия» в подготовительной к школе группе №9 Непоседы»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект выступления на педсовете 'Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования 'От рождения до школы в соответствии с ФГОС' (пилотный вариант)
  • Григорьева Ольга Сергеевна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами проектной деятельности
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Гужова Оксана Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по разделу 'Кубановедение' (ОО - Познавательное развитие, Социально - коммуникативное развитие) по теме 'Кубань моя - мой край родной!'
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Кононенко Лидия Павловна. Конспект интегрированной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Люблю свою Кубань»
  • Корнилова Валентина Вениаминовна. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области: социально-коммуникативное развитие в старшей группе на тему: «Моя мама»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Старочкина Татьяна Павловна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • Морящева Елена Михайловна. Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Мы самые, самые…»
  • Федянина Светлана Альбертовна. Тема: «Путешествие в лес». Конспект Образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Апаринова Елена Фёдоровна. Методическая разработка Тема: «Социально – коммуникативное развитие дошкольников через театрализованные игры»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна Бердникова Наталья Григорьевна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • Шарипова Зимфира Фаритовна. ПРОЕКТ Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные» для подготовительных групп
  • Исмагилова Лилия Тальвиховна. Проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через дизайн — проект»
  • Рамазанова Ольга Борисовна. КОНСПЕКТ совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Машуля-чистюля» для детей младшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
  • Савченко Валерия Витальевна, Маркова Галина Владимировна, Савченко Алевтина Владимировна, Хижняк Олеся Викторовна. Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь