Автор:
Щадилова Людмила Талгатовна
Научный руководитель: Ломаева Марина Валентиновна,
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия
Аннотация: в статье раскрывается понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольников», анализируется содержание социально-коммуникативного развития как одной из образовательных областей дошкольного образования в различных образовательных программах.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, Федеральный
Скачать конспект
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная область, образовательные программы дошкольного образования.
Shcadilova Lyudmila Talgatovna
Scientific adviser: Lomaeva Marina Valentinovna
SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT
OF PRESCHOOL CHILDREN AS EDUCATIONAL AREA
Abstract: the article reveals the concept of "social and communicative development of preschool children", analyzes the content of social and communicative development as one of the educational areas of preschool education in various
educational programs. Key words: social and communicative development, Federal
state educational standard of preschool education, educational area, educational
programs of preschool education.
Key words: social and communicative development, Federal state standard
- f preschool education, educational area, educational programs of preschool education.
Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Социальный опыт, который ребенок приобретает во время взаимодействия с окружающими его людьми, зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение
ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Социально-коммуникативное развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [9, с. 13].
Социально-коммуникативное развитие, по определению Е.О. Смирновой, это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества. Он осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности — общении, игре, познании, в разных видах деятельности [8, с. 21].
Под социально-коммуникативным развитием ребёнка в период детства Л.Г. Богославец понимает интегративную характеристику личности, отражающую систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве, адекватного восприятия окружающей действительности, построения системы отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации, что обеспечивает успешность социализации ребенка [2, с. 15].
Содержание социально-коммуникативного развития отражено в примерной основной образовательной программе дошкольного образования и авторских примерных основных образовательных программах дошкольного образования: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), «Радуга» (под ред. Е. В. Соловьёвой), «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) и др.
В примерной основной образовательной программе дошкольного образования сформулированы основные задачи в области социальнокоммуникативного развития дошкольников:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе и другим людям;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
- развитие игровой деятельности;
- развитие компетентности в виртуальном поиске [6, с. 32].
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) определены следующие задачив области социальнокоммуникативного развития дошкольников:
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- ребёнок в семье и сообществе;
- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
- формирование основ безопасности [5, с. 119].
В примерной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) основными образовательными задачами социально-коммуникативного развития дошкольников являются:
- создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе;
- формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстниками взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование первоначальных основ патриотизма;
- формирование способности к организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности, поддержка самостоятельности в процессе реализации разных видов детской деятельности;
- поддержка стремления ребёнка принять участие в различных видах творческой деятельности, стремления помочь другим и умение принять помощь как от педагогов, так и от детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело;
- расширение представлений детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях [3, с. 83].
Основными целями образовательной работы по социально — коммуникативному развитию дошкольников в рамках примерной основной образовательной программы «Радуга» (под ред. Е. В. Соловьёвой) являются моральное воспитание, социализация и трудовое воспитание [7, с. 46].
Таким образом, в вышеперечисленных программах социально — коммуникативное развитие дошкольников подразумевает их включение в различные виды деятельности, а также в деятельность общения со взрослыми и сверстниками. Также в данную образовательную область входят такие направления воспитания, как нравственное, трудовой, воспитание основ безопасности жизнедеятельности.
Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников включает в себя различные виды активной детской деятельности, каждый из которых вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.
- игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества, в игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат;
- исследовательская деятельность способствует развитию умения самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений;
- изобразительная деятельность позволяет с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие;
- предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире;
- наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства;
- коммуникативная деятельность объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности в эмоциональной близости;
- проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности; конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, под социально-коммуникативным развитием дошкольников в нашем исследовании понимается процесс, характеризующийся достижением дошкольником умения реализовывать различные формы игровой деятельности и общения со сверстником и взрослым, положительной мотивацией к взаимодействию с другими детьми, способностью к решению внешних и внутригрупповых социально-коммуникативных ситуаций.
Содержательный анализ современных образовательных программ показал необходимость проектировать образовательную деятельность по социально-коммуникативному развитию детей таким образом, чтобы на этапе завершения дошкольного образования у ребёнка было сформировано мировоззрение, собственная «картина мира», в которой важное место отводится ценностям и моральным нормам поведения; установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства.
Кроме того, у ребёнка должны быть сформированы навыки эффективного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, произвольного воспроизведения принятых в обществе образцов поведения; сформировано эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; ценностное отношение к себе, своему здоровью и своей жизни.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно — методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 11. — С. 16— 20. — URL: http: //e-koncept. ru/2015/95120. htm.
- Богославец Л.Г. Управление качеством дошкольного образования: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. парамоновой. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 333 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 333 с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. — М., 2015. — 243 с.
- Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.В. Соловьевой. — М.: Просвещение, 2014. — 232 с.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
|