Титова Ольга Викторовна. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей

Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей

Детское изобразительное творчество – отражение окружающей действительности и средство образного познания реального мира. Оно выражает отношение детей к миру, их общение с окружающим, выявляет их мечту, фантазию, воображение и эмоции ребенка.

Именно в дошкольном возрасте изобразительная деятельность – важное средство умственного развития детей, поскольку с изобразительной деятельностью неразрывно связаны познавательные процессы.

В своих рисунках, лепке дети отражают то, что они видят, о чем узнают, что захватывает их чувства, взывает интерес.

Ежедневно дети знакомятся с окружающим их миром, многое они узнают от взрослых.

 

Каждое новое знакомство обогащает детей новыми знаниями, словами, вырабатывает определенное отношение к тому, что они узнали, развивает наблюдательность, интерес к новым знаниям. Качество предметов, которое следует отобразить, дети передают через непосредственное чувственное познание этих предметов; они тщательно их обследуют используя самые различные анализаторы. при Этом необходимо владеть способами обследования – уметь выделять качества и характерные свойства предметов.

В процессе обследования под руководством воспитателя дети, сопоставляют, выделяют главное и существенное, находя разницу и сходство, т.е. анализируют, синтезируют наблюдаемые предметы; затем опять анализируют предмет, выделяя те свойства и качества, которые можно передать в изображении, т.е. выделяют особенности предмета.

Таким образом, происходит огромная умственная работа. Охватывающая важнейшие мыслительные операции.

Знакомя детей с предметами с целью последующего их изображения, воспитатели должны помнить, что дети дошкольного возраста не испытывают потребности возвращаться к восприятию изображаемого объекта. Обычно они изображают его по создавшемуся уже у них представлению. Вот почему при подготовке детей к изображению предметов важно добиваться формирования отчетливых представлений о реальных предметах и явлениях окружающей действительности.

Далее, уже в процессе изображения, пойдет восстановление полученных представлений; припоминание ранее воспринятого, что способствует развитию памяти.

В содержании детских работ отражаются знания, полученные детьми на разных занятиях, во время наблюдений окружающей жизни. И в то же время рисование, лепка, аппликация, как виды активной деятельности самих детей, помогают им еще раз переосмыслить полученные знания, в чем-то разобраться, в чем-то убедиться. Поэтому изобразительная деятельность детей рассматривается не только с точки зрения того, как в ней решаются ее собственные задачи, но и как деятельность, помогающая решать задачи всестороннего развития ребенка. Поэтому и обучение изобразительной деятельности должно носить развивающий характер.

При правильном руководстве занятия по изобразительной деятельности могут и должны способствовать воспитанию у детей элементарных навыков учебной деятельности. Это, прежде всего формирование умения выслушать, понять и принять учебную задачу, руководствоваться в процессе выполнения задания данным инструктажем и подчинить свои действия решению полученного задания, применить свои знания и умения в практической деятельности и, наконец, умение оценить результаты своей работы и друзей, с учетом поставленной учебной задачи и способов решения. В формировании этих умений занятия по изобразительной деятельности имеют огромное преимущество по сравнению с другими благодаря ее ясно выраженному продуктивному результату, который может долго сохраняться и позволяет неоднократно возвращаться к его анализу. На занятиях детям даются разные задания. Одни дают возможность широко проявить самостоятельность, активность и инициативу, как непременные компоненты творческой деятельности; другие направлены на то, чтобы систематизировать, обобщить опыт детей – они требуют выявления существенных признаков, сравнений, обобщения.

Иногда детям даются темы, которые требуют внимания, сосредоточенности, внимания, точности исполнения.

Выполнение заданий способствует воспитанию у детей целеустремленности, умению сосредоточивать внимание на том, что предложено воспитателем, привычку выполнять его требования, иначе результат не будет соответствовать заданию.

За последние годы в дошкольных учреждениях обучение детей изобразительной деятельности есть большие достижения.

Свидетельством повышения качества обучения является успешное участие воспитанников в многочисленных выставках и конкурсах детского рисунка.

Качество обучения повысилось. Содержание тем занятий многими воспитателями подбирается с учетом возможностей детей, их кругозора, накопленных впечатлений и интересов.

Однако в обучении детей изобразительной деятельности имеются недостатки. Существенный из них тот, что в некоторых детских учреждениях изобразительная деятельность не рассматривается как средство умственного воспитания детей. Занятия изобразительной деятельностью проводятся изолированно от всей воспитательной работы и других занятий, наблюдается отсутствие связи между занятиями по изобразительной деятельности.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию даются без учета знаний детей, их интересов, без связи с полученными впечатлениями и без учета их эмоционального отношения к предстоящему заданию. Знакомя детей с различными предметами, воспитатели забывают о необходимости формирования конкретных представлений на основе чувственного опыта и не используют в процессе наблюдений различные органы чувств. Частые наблюдения базируются только на зрительном восприятии.

Не менее существенный недостаток – отсутствие системы в обучении детей изобразительной деятельности.

Некоторые воспитатели не овладели приемами обучения, направленными на умственное и эмоциональное развитие детей и на развитие их творческой самостоятельности, т.е. мало и неумело применяются приемы развивающего обучения в изобразительной деятельности. Воспитатель навязывает детям готовые сюжетные и композиционное решения, подсказывает способы решения учебной задачи, сам и обдумывает и подготавливает весь материал.

Оценка и анализ детских работ – это очень эффективный прием обучения. От того, как воспитатель ведет анализ работ и как дает оценку, зависит дальнейшее общее развитие детей, их навыков, их отношения к изобразительной деятельности. Например, нередко критерием положительной оценки детского рисунка является аккуратность, а не решение поставленных воспитателем перед детьми задач, в то время как в оценке в первую очередь нужно учесть использование различных способов решения этих задач – возникновение у ребенка замысла, продумывание выразительной композиции, поиски самостоятельного пути для воплощения замысла и соответствие результата задания.

Неверная оценка детских работ – от незнания закономерностей развития детского творчества, от недостаточного знания методики обучения.

Как же надо строить работу по обучению детей изобразительной деятельности? Как добиться, чтобы изобразительные занятия стали средством формирования творческой личности, чтобы и рисование, и лепка, и аппликация способствовали воспитанию детей навыков учебной деятельности во всех детских учреждениях? Прежде всего четкое понимание всеми воспитателями того, что обучение изобразительной деятельности является частью, звеном общего педагогического процесса и неразрывно, органически связано с ним.

Руководство процессом изобразительной деятельности требует изучения индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Зная особенности каждого из детей, воспитатель найдет нужные пути обучения.

Рассматривая изобразительную деятельность как мощное средство всестороннего воспитания детей. Мы должны добиться правильного отношения к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией во всех детских учреждениях.

Просмотров: 405
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Кудрявцева Нина Владимировна. «НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТУДИИ ИЛИ НОВЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Орлова Марина Вячеславовна. Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Маева Елена Евгеньевна. «Использование нетрадиционной техники рисования в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности»
  • Кветкина Елена Юрьевна. Методическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Бекетова Ирина Анатольевна. Конспект организации изобразительной деятельности детей 5-6 лет на тему «Лента Памяти»
  • Молчанова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей детей дошкольного возраста «Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников»
  • Алена Зайцева. Подготовка детей к школе посредством художественно-изобразительной деятельности
  • Халикова Елена Валерьевна. Доклад «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-изобразительной деятельности»
  • Марина Александровна Воронкова. Занятие по изобразительной деятельности: «Я рисую натюрморт». (Для детей старшего дошкольного возраста).
  • Соловьева Марина Анатольевна. Конспект ООД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Весеннее пробуждение природы».
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Конспект НОД для детей подготовительной группы по изобразительной деятельности на тему «Волшебный мир флористики»
  • Шамонова Кристина Юрьевна. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии творческих способностей детей в ДОУ
  • Долгова Галина Валентиновна. Дидактическая игра по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы 'Четвёртый — лишний'
  • Семенова Маргарита Анатольевна. Сценарий игровой ситуации по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возрасти (старшая группа) Тема: «Весна — красна»
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. КОНСПЕКТ НОД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАГАДОЧНЫЕ СТРУЙКИ»
  • Михайленко Светлана Александровна. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
  • Смольнякова Ольга Викторовна. Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников
  • Шамшура Галина Ивановна. Конспект организационно-образовательной деятельности во второй младшей группе по изобразительной деятельности «В гостях у заиньки»
  • Рау Светлана Викторовна. Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы «Волшебное превращение»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Нечкина Ирина Александровна. Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе (рисование солью) «Береза в зимнем уборе».
  • Лихонкина Юлия Анатольевна. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в изобразительной деятельности.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь