Образовательная область «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений подготовительная группа
Цель: Развивать интеллектуальные способности детей, в процессе решения практических заданий:
Образовательная задача: Упражнять в умении составлять число семь из двух меньших чисел, используя «числовую лесенку» Кюизенера; закрепить умение выкладывать предметы в порядке возрастания.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление в процессе классификации геометрических фигур по трем свойствам;
Развивать умение проявлять смекалку и сообразительность в играх – головоломках «Сложи квадрат» и «Три кольца»;
Воспитательная задача: Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, в процессе выполнения заданий.
Материал для занятия:
Развивающие наборы: «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»;
- аудиозапись «В гостях у сказки»;
- отрывок видеозаписи из мультфильма «Снежная Королева;
- карточки со знаками-символами;
- конверт с письмом и заданиями;
- перфокарты «Математический домик»;
- игра «Сложи квадрат» Никитиных;
- демонстрационное полотно «числовой забор»;
- иллюстрация к сказке «Снежная Королева»;
- художественное слово;
- игровое пособие «Снежинки»;
- игра – головоломка «Три кольца».
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Снежная Королева»
- Беседа о дружбе.
- Знакомство с пословицами о дружбе.
Игры в уголке занимательной математики.
Ход путешествия:
Дети стоят полукругом возле воспитателя.
Организационный момент «Подари улыбку другу»
Воспитатель:
Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте подарим свою светлую, доброжелательную улыбку друг другу (под звучащую музыку). Подарите свою улыбку соседям слева и справа, улыбнитесь гостям, мне, а я вам.
(тихо звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель:
Много сказок есть на свете. Сказки очень любят дети Все хотят в них побывать И немножко поиграть.
Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком сказочном герое в ней говорится.
На санях, как ветер, мчится, К ней опасно прислониться. Лишь дотронься — заморозит, В царство снежное увозит.
Злые чары в ход пускает- Сердце в льдинку превращает.
(Эта загадка про Снежную Королеву)
(показ иллюстрации с изображением Снежной королевы)
- Ребята, давайте подберем 7 слов-прилагательных о ней. Она какая? (красивая, холодная, колючая, снежная, злая, ледяная, студеная)
- А из какой сказки эта героиня?
- А каких героев из этой сказки вы знаете?
(стук в дверь, входит Герда, она плачет)
- Герда, что случилось?
Герда: Снежная королева увезла моего Кая к себе в ледяной дворец и хочет оставить его у себя навсегда.
- Как же она смогла его увезти?
Герда: А вот посмотрите.
(показ отрывка из сказки на мультимедиа)
Герда: Я хочу найти и вернуть Кая домой, только боюсь одной мне не справиться, может, вы мне поможете?
- Ребята, вы готовы помочь Герде?
- Да, путь у нас будет долгий и трудный, но мы не боимся трудностей.
- А что поможет нам в пути, вы узнаете, если разложите эти снежинки в порядке возрастания.
(Дети выполняют задание, получается слово «Дружба»)
- Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?
(Дети называют пословицы)
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
С хорошим другом горы свернёшь, а с плохим — горя хлебнёшь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
Не бросай друга в несчастье.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Очень хорошо, что вы знаете много пословиц о дружбе.
Я предлагаю отправиться в сказку и помочь Герде найти Кая.
Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в сказке очутись!
- Ну, вот мы и в сказке. А как нам попасть в ледяной замок к Снежной королеве?
Герда: Снежная королева оставила мне конверт.
(Воспитатель берет у Герды конверт, достает письмо)
Читает: «Вы попадете в мой замок только тогда, когда выполните все мои задания, но помните: у вас очень мало времени!»
- Я предлагаю немедленно отправиться в путь и выполнить все задания Снежной королевы.
Первое задание Снежной Королевы: «Найди ошибки» — В геометрических домах живут жильцы-фигуры по определенным правилам. После снежной бури, некоторые фигуры попали не в свои квартиры. Их нужно найти и вернуть в свои.
(Дети выполняют задание, индивидуально, стоя у стола. Герда проверяет, как дети выполнили задание, и помогает детям, которые затрудняются в выполнении этого задания)
- Отлично справились с первым заданием, теперь нам нужно выполнить следующее задание.
Второе задание Снежной Королевы — отремонтировать часть забора, которая растаяла на солнечной стороне из цветных льдинок, с помощью цветных чисел Кюизенера. Высота штакетин у забора равна 7. Положите перед собой цветное число 7. Полоска какого цвета обозначает число 7?
Дети: Полоска черного цвета обозначает число 7.
Воспитатель:
Выложите число 7 из 2 меньших чисел.
(Выполняется фронтально за столами, один ребенок у доски).
Воспитатель:
Все построили? Забор получился ровный и красивый.
Из каких 2 меньших чисел состоит число 7.
Дети: 7 это 1 и 6, 7 это 2 и 5, 7 это 3 и 4 (3 ребенка)
Вывод: Каждое число можно составить из 2 меньших чисел, не составляется число 1.
Третье задание Снежной Королевы: «Выложи дорогу к замку» с помощью Блоков Дьенеша
Геометрические фигуры положите согласно карточкам — символам.
С какой фигуры начнём строить? (прямоугольник красный большой)
Какая фигура следующая? (квадрат синий маленький)
Задание выполняется на ковре с использованием таблиц.
Дорога привела нас к замку Снежной королевы.
По выстроенной дороге мы с Гердой дошли до дверей замка, но у нас нет ключа, надо его выложить из палочек. Дети выкладывают ключ из палочек Кюизенера. (Работа парами)
Задание «Завяжи узел».
Пока дети делают ключи к замку, Герда завяжет узел на санях Снежной Королевы, чтобы она больше не увозила детей в свой замок. Молодцы дети! Замки открылись, и мы входим с вами в замок.
А вот и Кай!
Посмотрите, какие красивые снежинки он выложил из льдинок.
Ребята, вы показали Снежной Королеве, какие вы дружные, помогли Герде встретиться с Каем, как хорошо знаете математику, и её сердце растаяло. Снежная Королева отпускает Кая и дарит нам свои «волшебные льдинки», из которых можно составлять разные снежинки.
Давайте поблагодарим Снежную Королеву за подарки, ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте произнесем заветные слова:
Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в детском саду очутись!
Вот мы и в детском саду.
Как вы думаете, за счет чего нам удалось добиться результата, разыскать Кая?
Что нужно делать, чтоб получить то, что задумано?
Что хотели бы повторить?
А вы хотите попробовать составить снежинки из льдинок, так же как Кай?
(воспитатель раздает наборы геометрических фигур, дети составляют снежинки)
|