Цель: закрепление ранее изученного материала.
Задачи:
- Обучающая: продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)
- Закрепляющая: закрепить состав числа 12, порядковый счет в пределах 12. Уточнять представление детей о геометрических фигурах. Закреплять умение выделять и называть составные части задачи.
- Развивающая: развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления конструктивных и творческих способностей.
- Воспитывающая: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.
Материалы: макеты города, болота, разрезные картинки частей суток, времен года, набор геометрических фигур, плоскостные домики (высокий средний, низкий) мольберт -2шт, мел, пеналы, макет яблони, плоскостные яблоки с примерами, схемы задач, баночки с семенами, крупой, счетные палочки, линейки, бейджики, шапки на каждого ребенка, плоскостная ракета, комната оформленная под космос.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоя в кругу, образуют руками звезду: Мы короли своего королевства, Наша страна называется детство, Первыми быть везде и всегда –
Вот наш девиз! Ура, Ура, Ура! Один за всех и все за одного!!!
В: — вот с таким задором и настроем мы и начнем наше сегодняшнее приключение.
Надеваем наши волшебные шапочки. Кто мы теперь (волшебники)
2. Мотивационная установка с последующим рассматриванием демонстрационного материала.:
В: Сегодня утром нам пришло письмо, которое мы так и не успели прочесть.
-Что изображено на письме? (солнце)
-От кого же это письмо? (от солнца)
Воспитатель читает текс письма: «Здравствуйте, дорогие ребята. Случилась беда. Злой колдун украл с неба радугу и улетел с нею в космос. И для того, чтобы спасти ее необходимо лететь вслед за ним, но прежде чем добраться до ракеты необходимо преодолеть множество препятствий и справиться со всеми заданиями, которые придумал колдун. Но, к сожалению, я не могу отправиться на помощь радуге, так как мне нужно светить и согревать людей.
Воспитатель подводит детей к тому, что нужно помочь солнцу.
В: Ребята, посмотрите, вместе с письмом солнце передало карту, которая указывает путь к ракете. Давайте посмотрим, куда нам следует пойти? (дети рассматриваю карту, выбирают направление по тропинкам!)
4. Способы организации детей.
В: Ребята, а сколько тропинок перед нами? (3)
- А какая тропинка находиться посередине? (отрывистая).
- А с лева от нее? (кривая)
- А справа (ломанная). Замечательно тогда давайте мальчики пойдут по кривой, девочки по отрывистой, а я по ломанной.
Пройдя по тропинкам, оказываются у болота (звучит фонограмма).
-Ой, ребята, а тут беда, колдун навел путаницу и совсем запутал лягушат. Нам необходимо помочь им и разложить в правильной последовательности, части суток, времена года. Кто из вас хотел бы им помочь?
5. Упражнение, развивающее мелкую моторику кистей рук.
В:-ребята, открою вам секрет завтра у всех лягушат в болоте день рождение.
- Как вы думаете, сколько лет лягушатам? (принимаю ответы детей) А обратите внимание у каждой лягушки иметься баночка с крупой в которой находиться число обозначающее возраст лягушки давайте узнаем кому сколько лет.
Крупа- гречка, рис, пшено, горох. (В каждой спрятаны пластмассовые цифры.) дети достают цифру и называют возраст лягушки полным ответом.
В: Итак давайте же обратимся к карте, узнаем куда нам идти дальше? На карте изображена широкая и узкая тропинка, узкая зачеркнута значит идем по широкой. Проходят тропинку и попадают в город геометрических фигур.
6. Работа в группах
В: Ребята, обратите внимание, какие фигуры живут в этом городе? (квадрат, треугольник, ромб, шестиугольник, овоид, конус, цилиндр) А какие фигуры живут в самом высоком домике? (квадрат) А в самом низком? (треугольник) Ребята, посмотрите злой колдун заколдовал жителей этих домов и теперь неизвестно сколько фигур проживает в каждом домике. Давайте же, попробуем расколдовать. Посчитаем сколько фигур живут в каждом из домиков и запишем количество на крыше домиков. (два ребенка считают)
Ребята, а мы с вами давайте построим еще один домик для сторожа, чтобы охранял город (3-е детей выкладывают из счетных палочек), а самого сторожа выложим из геометрических фигур и природного материала (5-ро детей)
- Итак сколько квадратов проживает в высоком доме (6) а сколько треугольников в низком (6), а сколько тогда в двух домиках (12) а треугольников в среднем? (12). А какой же у нас сторож получился замечательный.
7. самомассаж
Головушка солнышко, лобик-бугорок, носик-курносик, Губки-хохотушки, зубки-грызушки, язычок- болтушка, На щеках веснушки, бровки прутики, ушки-непослушки, Бородушка-молодушка, шейка лебедушка, животик-бегимотик
Спинка-травинка, ножки сапожки.
8. Совместная деятельность
Вновь обращаются к карте. Итак, идем по мосту, но вод беда, мост сломан необходимо подчинить, а для этого необходимо расставить знаки между цифрами. 11 12, 10 9, 5 5, 7 5, 6 6, 4 8, 9 3, молодцы здорово справились с заданием теперь мы можем смело пройти по мосту. Пройдя мост наталкиваются на яблоню.
9. Индивидуальная деятельность каждого ребенка
В: Ребята, смотрите как интересно, какая яблоня, но она тоже заколдована, яблоня не простая это яблоня примеров, которые необходимо решить, а примеры колдун составил, для каждого из вас, поэтому срывайте с дерева яблоко, которое по цвету соответствует цвету вашей шапке, присаживайтесь за стол, открывайте пеналы и можете приступать к решению примеров. При решение, можете использовать либо линейки, либо счетные палочки. (дети решают примеры).
- Здорово! Мы справились, а давайте возьмем яблоки с собой, а когда вернемся в сад, угостим наших гостей. (забирают яблоки идут дальше)
В: -Давайте взглянем на карту, что там? (тропинки)
Так, интересно, и что же лежит на тропинке (углы) какие? (тупой, острый, прямой) итак, ребята, обратите внимание, здесь ловушка есть углы на которые нельзя наступать как вы думаете какие? (фиолетовый и голубой, потому, что они не подходят по цвету). Здорово!! Тогда идем аккуратно чтоб не наступить на углы. Пройдя тропинку попадают в страну задач.
По картинкам необходимо составить условие и решение задачи. (2 ребенка работают у мольбертов остальные совместно с воспитателем решают другие виды задач). (сколько ушей у двух мышей, сколько лап у шести медвежат и т.д.) проверим правильно ли решены задачи?
Замечательно, мы очень ловко справились с задачами, давайте посмотрим на нашу карту- нам осталось совсем немного и доберемся до ракеты. Давайте немного отдохнем.
10. Логоритмика «Радуга»
Нарисую на спине, семицветный полукруг из семи волшебных дуг. По красной дорожке пробегуться наши ножки, На оранжевой дуге клоун прыгает в мешке, Улыбается народ и заводит хоровод,
Солнце желтое встает на вокзал детей ведет, Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, едим в гости вместе с мамой. Выйдем мы в зеленый лес тут деревья до небес. Ветки ветерок качает, нас прохладою встречает,
Успокоит нас с тобой ручей волшебный голубой, К морю синему ведет в море ждет нас пароход, на волнах качается день уже кончается, Фиолетовый вечер сон накинул нам на плечи. Вот по радужным дорожкам прогулялись мы немножко.
11. закрепление состава числа 12
В:-обратите внимание, перед нами обручи с числами, обратите внимание, у вас эмблемы с числами, ваша задача -прыгнуть в тот обруч в котором при сложение сумма ваших чисел будет составлять число 12. Молодцы вот мы и у цели ну что готовы? (да)
одеваем невидимые скафандры и занимаем места в соответствии с цветом шапок. (звучит фонограмма запуска ракеты)
12. эффект неожиданности
В: все ребята прилетели!!! Можете выходить Мы в космосе! Дети рассматривают планеты, звезды.
Вдруг появляется злой колдун: Ага! Явились не запылились. Умненькие, шустренькие, хитренькие какие. Думаете, вот так вот, я вам радугу то вашу и отдал? Сейчас прямо!! Я вот тут сижу уже 12 дней (плачет) мучаюсь, день рождение у меня скоро, гостей позвал, а я вот пирог то именинный на 4-х то и поделить не могу. А может быть поможете а???
В: А радугу вернешь? К: верну все верну. Да я вообще добрым стану миленьким и пушистеньким, пожалуйста помогите!!!
13. совместная деятельность
В:-ну что, поможем да ребята? (да) и пирог поделим и на стол накроем (один ребенок делит пирог, остальные сервируют стол)
В: на сколько частей мы поделили целый пирог? (на 4) значит какая часть достанется каждому? (1/4).
14. эффект неожиданности
К: ох молодцы!! ой спасибо большое, умнички, вот вам радуга ваша, красивая, забирайте ее и простите меня. А за то, что вы умненькие такие, вот вам в подарок каждому волшебная звездочка из космаса моего в подарок, на счастье дарю!!! (спасибо)
К: ну пойдемте я вас провожу (улетают) Прилетают в детский сад
15. педагогическая оценка деятельности детей с помощью медальонов.
(педагог предлагает детям взять медальон и самостоятельно подвести итог своей деятельности) Затем сам оценивает каждого ребенка.
16. побуждение детей к дальнейшей деятельности. Ребята, мы с вами здорово потрудились немного утомились предлагаю Вам пообедать, а потом пойти на почту и отправить солнцу радугу.
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №9 «Солнышко» г.Прокопьевск
Нагорная Ирина Петровна.
|