Автор: Ильиных М.Ю воспитатель МАДОУ № 171 «Центр развития ребенка -детский сад» г Кемерово
Применением данной технологии я успешно занимаюсь более 20 лет с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Данную технологию можно применять на занятиях по математике, а так же в дополнительном образовании.
Особенность этого метода в том, что весь материал, который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.
Данное пособие помогает детям легко войти в мир чисел, облегчит занятия с одаренными детьми и детьми с опережающим развитием.
Скачать конспект
Пособие «Стосчет» состоит из:
- числовой ленты
- карточек
- таблиц
Основная задача пособия:
Знакомство с числами. Цифрами. Математическими действиями: сложение, вычитание в пределах 100
Предоставлено детям это в нескольких образах:
- Звуковом (называем числа)
- Графическом (цифры)
- Количественном (сколько?)
- Компановочном (раскладываем число на два наименьших)
Особенность пособия и методики:
Состоит в том, что детям дается все наглядно. Построено все логично. Детям дается возможность освоить математические действия в игре и самим производить действия с однозначными и двухзначными числами. Пособия изговлены так, что во время игры дети много двигаются. Проявляется их творческая активность (придумывание примеров, задачек, новые игры)
Этапы:
Работа проводится в следующей последовательности:
1. Изучаем числовую ленту.
Она помогает, научит детей числам, цифрам, изображенных на ней, и счету. НА первом этапе происходит знакомство с цифрами. Полоски располагаем друг за другом горизонтально на стене. Слева направо: от меньшего к большему. Дети видят, что с увеличением десятка увеличивается и размер карточки в высоту.
Сначала просто называем цифры, затем смотрим состав (это пирамидки, которые показывают, сколько десятков и сколько единиц в числе)
Слева маленькие, справа большие.
Так же на ленте в пустых клетках показывают, сколько не хватает до следующего десятка
Задания:
1. Просчитаем числа по порядку
- Важно держать указку в нужной клетке
- Называем число, показываем его указкой
2. Считаем десятками
3. Считаем двойками, тройками, пятерками
4. Запускаем ракету 10, 9, 8,7, 6…
5. Покажи сколько тебе лет? Маме? Папе? Кто старше?
6. Чтобы дети понимали, что числа увеличиваются можно начинать считать шепотом, затем прибавляя силу голоса. (Так же и назад, уменьшая силу голоса (прямой и обратный счет)
7. На сколько одно число больше другого?
Особое внимание уделяем второму десятку Детям очень трудно даются числа: 11, 12 и.т. д говорим Что прибаляем «Цать» Один и «цать» одиннадцать Двена «цать». три на «Цать»и. т. д Тогда дело пойдет быстрее.
Достижения:
Дети начинают вглядываться в числа, замечать все новые и новые. Хотят и стараются запомнить как можно больше, потом показать их на ленте. Дети обнаруживают, что числа можно найти везде: на домах, в магазине, на машинах
Карточки
Пока полоски висят на стене, играем с карточками.
- «Найди такое же число»
- «Найди, что назову!»
- «сложи по – порядку»
- «Найди свое число» Числа соседи»
Даем понятие, что числа, которые заканчиваются на 0,2, 4, 6, 8-четные
А числа на 1,3,5, 7, 9 –нечетные
Можно написать любое большое число и предложить детям определить четное или нечетное дети от этого задания приходят в восторг!
При этом учим детей говорить коротко «Чет» «нечет» Можно играть подгруппами, индивидуально, так и всей группой
Таблица
Когда карточки и лента освоены, переходим к таблице. Здесь числа расположены десятками друг под другом
Осваиваем принцип сложения и вычитания. Главное сказать детям: Не 6 прибавить 2,
а к 6 прибавить 2
Не 8 отнять 2, а от 8 отнять 2
Складывать и вычитать нам помогают
Сложение: десятки вниз, единицы вправо
Вычитание: десятки вверх, единицы влево
Если к 54 нужно прибавить 26, делаем следующее
- Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
- Переходим пальчиком вниз на клетку вниз и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вниз и говорим ДВАДЦАТЬ.
- Теперь идем пальчиком по таблице в соседние клетки вправо: ОДИН-ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ (с окончанием ряда переходим в нижний и продолжаем присчёт слева направо) ШЕСТЬ.
- Называем число из клетки, в которой остановились 80.
Если от 54 нужно отнять 26, делаем следующее
- Если от 54 нужно вычесть 26
- Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
- Переходим пальчиком на клетку вверх и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вверх и говорим ДВАДЦАТЬ.
- Теперь идем пальчиком по таблице влево, приговариваем: ОДИН-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ (с окончанием ряда переходим в верхний и продолжаем отсчёт справа налево) -ПЯТЬ-ШЕСТЬ.
- Называем число из клетки, в которой остановилась указка: 28.
Пока мы делаем все задания, водя пальчиком по таблице, но автор методики утверждает, что потом все это будет работать автоматически, и ребенок будет уже просто искать ответы глазками. Правда все это говорится о пяти-шести летних детях, но нас это не останавливает.
- Если к 78 нужно прибавить 45, указка пройдёт по клеткам 88 — ДЕСЯТЬ, 98 ДВАДЦАТЬ, 8 — ТРИДЦАТЬ, 18 — СОРОК, 19 -ОДИН, 20 — ДВА, 21 ТРИ, 22 — ЧЕТЫРЕ, 23 — ПЯТЬ. С добавкой слова СТО, называем число из клетки, в которой остановилась указка: СТО ДВАДЦАТЬ ТРИ.
Если от 132 нужно отнять 54, действуем следующим образом: передвигая указку из клетки 32 в клетку 22 говорим ДЕСЯТЬ, 12 ДВАДЦАТЬ, 2 — ТРИДЦАТЬ, 92 — СОРОК, 82 — ПЯТЬДЕСЯТ, 81 ОДИН, 80 — ДВА, 79 — ТРИ, 78 — ЧЕТЫРЕ. Называем результат из клетки, в которой остановилась указка: СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ.
Когда дети освоят сложение и вычитание, можно давать карточки с примерами.
В заключении хотелось бы сказать: Конечно Стосчет – это не вся математика, а только маленький шажок к бесконечному миру чисел. Но он помогает сделать этот шаг смело, самостоятельно и осознанно. Ведь в числах так много таинственного и неизвестного. Дети хотят много знать и мы, педагоги пожжем удовлетворить эту тягу к знаниям. Это станет основой для успешного обучения в школе.
Используемая литература: Зайцев Н.А. "Письмо. Чтение. Счет
|