Подготовил воспитатель Старшей группы: Гуськова М.Н. 1 кв. категория С.Семёновское, 2019г Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Семёновский детский сад комбинированного вида «Журавлик» Городского округа Ступино Московской области
Цель: формирование умения применять полученные знания на практике.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий
- воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля
- воспитывать дух командного соревнования и желание своими знаниями улучшить результат всей команды.
Скачать конспект
Развивающие:
- развивать внимание, усидчивость, сообразительность и логическое мышление
- уметь применять полученные знания на практике.
Образовательные:
- закрепить с детьми порядковый и количественный счет в пределах десяти
- уметь находить в числовом ряду названное число (промежуточное) и соседние с ним числа (предыдущее и последующее)
- знать состав чисел от одного до десяти и применять свои знания при решении задач
- совершенствовать знания о плоских и объемных геометрических фигурах, уметь отгадывать их, зная индивидуальные особенности каждой фигуры
- знать и называть дни недели, их очередность; времена года и месяцы каждого времени года
- формировать умение решать логические задачи
- продолжать учить детей анализировать способ расположения частей занимательной математической игры «Танграм», составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец
- закреплять навыки ориентироваться на листе бумаги и в пространстве
- самостоятельно определять равенство и неравенство групп предметов и расставлять знаки (больше, меньше, равно)
- уметь определять сходство и различие геометрических фигур и по индивидуальным особенностям каждой фигуры находить лишнюю фигуру не соответствующую заданным требованиям собранных в подгруппу.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о смене времен года, о весенних приметах, о зимующих и перелетных птицах, о первых весенних цветах
- знание детьми сказок и сказочных героев
- игры на закрепление знания чисел и счета до десяти: «Не ошибись», «Игра с кубом», «Отсчитай столько же», «Угадай число и его соседей»
- игры на ориентировку в пространстве на листе бумаги «Составь узор на листе», «Разложи геометрические фигуры»
- игры с занимательным математическим материалом «Танграм», «Колумбово яйцо» и т.д.
- решение логических задач, отгадывание загадок, чтение рассказов из книги В.Волиной «Праздник числа»
- закрепление знания состава чисел до десяти с помощью развивающих математических игр.
Демонстрационный материал: кроссворд, изображенный на листе ватмана; изображения плоских геометрических фигур – членов команды «Геометрические фигуры»; конверты красного, синего, желтого, зеленого и оранжевого цвета с заданиями членов команды «Геометрические фигуры»; карточки с математическими задачами; ромашка с лепестками, на которых загадки и задания для решения кроссворда; лист с изображениями предметов в восьми клетках; лист с изображениями геометрических фигур в разных частях листа; гаражи для машин, обозначенных разными числами; картчки на определение равенств двух групп предметов.
Раздаточный материал: карточки в виде облаков с числами, карточки в виде машин с изображением на них двух чисел для определения суммы этих чисел; наборы геометрических фигур занимательного математического материала «Танграм»; листы в клетку для математического диктанта; простые карандаши; белые альбомные листы и пеналы с геометрическими фигурами на каждого ребенка.
Условные обозначения: Дети – Д; воспитатель – В.
ХОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРУСЕЛИ:
Организационный момент: дети с воспитателем входят в группу и выстраиваются перед гостями.
Введение в тему:
В: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам на занятие пришли гости, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними.
Д: Здравствуйте.
В: День необычный сегодня у нас,
Мы рады, так рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора.
Ее начинать нам настала пора.
Сегодня у нас проходит математическая карусель, в которой участвуют две команды.
Команда «Умники и умницы» — это наши дети, поприветствуем их.
Девиз команды «Умники и умницы»: Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать.
Надо, прежде всего,
Математику знать.
И команда, которая пожелала пока что остаться неизвестной, но мы с ней обязательно познакомимся, ребята, во время игры.
За правильностью ваших ответов и результатами будут следить наши гости.
В: Ребята, перед вами стоит задача правильно ответить на все вопросы карусели и выполнить задания, которые подготовила для вас команда ваших соперников. Задания находятся в цветных конвертах.
Задание команде понятно?
Д: Да.
В: Тогда начинаем нашу карусель.
Разминка: «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
В: Спим мы ночью, а завтракаем…
Д: утром.
В: Завтракаем мы утром, а ужинаем…
Д: вечером.
В: Ужинаем вечером, а обедаем…
Д: Днем.
В: Сколько дней в неделе?
Д: Семь.
В: Какой у нас сегодня день недели?
Д: Среда.
В: Если сегодня среда, то вчера был…
Д: Вторник.
В: Если сегодня среда, то завтра…
Д Четверг.
В: Сколько месяцев в году?
Д: двенадцать.
В: Сколько времен года вы знаете?
Д: Четыре – это весна, лето, осень и зима.
В: Молодцы! Наша разминка закончена.
Задание №1 вам предлагает выполнить участник команды – соперницы. Для этого я открываю конверт оранжевого цвета под №1.
Чтобы узнать игрока команды соперников надо отгадать загадку:
Прикатилось колесо, ведь похожее оно,
Как наглядная натура, лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг, ну, конечно это …
Д: Круг.
В: Знакомьтесь с первым участником неизвестной команды – это КРУГ.
Слушаем его задание: «Что это такое?»
- Мы плывем по небосводу, перевозим в себе воду.
Видно нас издалека. Назови нас…
Д: Облака.
В: А облака эти непростые и перевозят они не воду, а числа.
Счет обратный и прямой – трудное задание.
И у чисел есть соседи, назови их правильно.
Каждый из вас получает по одному волшебному математическому облаку и называет неизвестные числа, которые должны стоять в свободных кружочках, т.е. соседей заданных чисел.
Д: дети выполняют задания, называя промежуточные, предыдущие и последующие числа в оранжевых кружочках облаков.
В: Молодцы!
Задание № 2 карусели вам задает следующий участник команды соперников. Я открываю желтый конверт под №2.
Слушаем загадку:
- Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда.
Все углы во мне равны и четыре стороны.
Кубик мой любимый брат, потому что я…
Д: Квадрат.
В: Знакомьтесь – это КВАДРАТ.
Слушаем задание квадрата: он предлагает вам игру, которая называется «Машины в гаражи».
Каждый из вас получает по машине, на которой два числа. Сумма этих чисел обозначает номер гаража вашей машины. Задание понятно?
Д: Да. (Дети получают по одной плоской фигуре — машине, самостоятельно находят сумму двух чисел, написанных на ней, и под музыку отправляются в нужные гаражи).
В: Проверяет правильность выполнения задания квадрата. Молодцы!
Задание № 3 предлагает вам игрок неизвестной команды под № 3. Я открываю конверт № 3 синего цвета.
Слушайте загадку: Растянули мы квадрат и представили на взгляд,
На кого он стал похожим?
Или с чем — то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник. Стал квадрат наш…
Д: Прямоугольник.
В: Прошу знакомиться – это ПРЯМОУГОЛЬНИК.
Слушайте задание прямоугольника:
- Я веселая лиса, мне вцепилась в хвост оса.
Я, бедняжка, так вертелась, что на части разлетелась!
Помогите! Помогите! Из фигур меня слепите.
- Я зайчик – побегайчик, боюсь всего в лесу.
А вчера упал я с кочки, разлетелся на кусочки!
Помогите! Помогите! Из фигур меня слепите.
Ребята, соберем животных из геометрических фигур игры «Танграм». Помните условия этой игры?
Д: Собирать заданную фигуру нужно, используя обязательно все фигурки «Танграма».
В: Собираем зайчиков и лисичек по образцу. У кого из вас фигурки оранжевого цвета собирают лисичек, а у кого серого собирают зайчиков.
Дети собирают фигуры животных.
В: Молодцы! Выручили животных. А сейчас необходимо сделать небольшую передышку в нашей карусели.
ФИКУЛЬТМИНУТКА:
(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем и выполняют одновременно движения).
Один, два — все встаем;
Три, четыре — приседаем:
Пять, шесть — повернулись;
Семь, восемь — улыбнулись;
Девять, десять — не зеваем, свое место занимаем; (дети встают в круг).
В: Сколько шишек у белочки? (Дети в это время идут по кругу).
Сосчитайте?
(Воспитатель хлопает в ладоши, а дети считают количество хлопков).
Д: называют количество хлопков, которые посчитали.
В: Сколько морковок у зайчика? (Дети в это время прыгают, подражая зайчикам).
Сосчитайте?
Д: Считают количество хлопков и называют.
В: Сколько кукол у Танюши? (Дети делают повороты вправо, влево). Сосчитай?
Д: Считают количество хлопков воспитателя и называют.
В: Сколько машинок у Илюши? (Дети в это время делают приседания).
Сосчитай?
Д: Считают хлопки и называют число воспитателю.
В: Молодцы! Отдохнули. Продолжаем нашу математическую карусель.
В: Задание №4 загадывает следующий игрок команды соперников. Для этого я открываю конверт под №4 красного цвета.
Слушайте загадку:
- Три вершины тут видны, три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно. Что ты видишь?
Д: Треугольник.
В: С вами, ребята, играет ТРЕУГОЛЬНИК. Прошу знакомиться.
Слушаем задание: — Я сижу едва не плача. Очень трудная задача.
А вы, ребята, любите решать задачи?
Д: Да.
В: тогда слушайте следующие задачи: (во время зачитывания задач перед детьми выставляются карточки с сюжетом и названными героями).
1. С горки на лыжах катался Сережа,
А на ледянке катался Алеша,
Снежную бабу лепила Марина,
А помогал ей в работе Данила.
С горки на санках каталась Галина,
А на коньках все мы видим Арину,
Ну а в снежки с ней играет Игнат.
Сколько на этой картинке ребят?
Д: Семь ребят.
В: 2. Три зайчонка, пять ежат ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим, сколько малышей в саду?
Д: восемь.
В: 3. Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка съела Лариска,
Один пирожок стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
Д: Два.
В: Молодцы!
В: Задание №5 предлагает вашему вниманию игрок под № 5. Для этого возьмем последний зеленый конверт.
Отгадываем следующую загадку:
Если взял бы я окружность, с двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети, дружно. Получился бы…
Д: Овал.
В: Знакомьтесь с последним игроком неизвестной команды — это ОВАЛ.
Слушайте его задание: Отгадайте кроссворд.
А кто может сказать, что такое кроссворд?
Д: Кроссворд – это головоломка, представляющая собой переплетение вертикальных и горизонтальных рядов клеток, которые надо заполнить словами по заданным значениям.
В: Посмотрите на кроссворд. Кроссворд состоит из шести вертикальных столбиков с разным количеством клеток и одной горизонтальной полосы.
Отгадав все слова вертикальных столбиков, мы получим ключевое слово нашей карусели.
Чтобы отгадать слова кроссворда, вы должны отгадать предложенные вам загадки и задания, которые представит вам ОВАЛ с помощью своего необычного помощника. Отгадайте. Кто это?
- Желтые глазки в белых ресничках
Людям на радость, пчелкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают.
Д: Ромашки.
В: А эта ромашка гадать не будет, но загадывать загадки и задания она любит. И загадки и задания мы прочитаем на ее лепестках. Посмотрите, шесть лепестков этого цветка пронумерованы цифрами от 1 до 6. С какого числа начинается порядковый счет чисел?
Д: Один.
В: отрываем первый лепесток и читаем загадку:
Этот крестик каждый знает:
Сложить он цифры помогает.
Ответит каждый карапуз,
Что этот знак зовется…
Д: Плюс.
В: Правильно, ребята, плюс. Записываю отгаданное слово в наш кроссворд.
А теперь отрываем лепесток ромашки под №2.
Задание: Рассмотрите все фигуры. Какая фигура среди них лишняя?
Д: Овал.
В: Молодцы! Кто может объяснить почему?
Д: Все фигуры – четырехугольники, у них четыре стороны и четыре угла, а овал не имеет углов.
В: запишем и это слово в наш кроссворд.
В: Предлагаю оторвать еще один лепесток ромашки под № 3. Слушайте его задание: надо по клеточкам задания математического диктанта, изобразить следующую фигуру:
- Три клетки вверх, две – вправо, одна – вниз четыре вправо, одна – вниз, одна- влево, одна- вниз, одна влево, одна –вверх, две- влево, одна- вниз, две- влево.
В: Что у нас получилось?
Д: Ключик.
В; В какой сказке и какой герой искал этот ключик и на земле под водой?
Д: Буратино. Алексей Толстой. Сказка называется «Золотой ключик или Приключения Буратино».
В: Вы правильно отгадали третье слово нашего кроссворда. Запишем его.
Отрываем лепесток ромашки № 4.
Задание: «Поиск девятого» Найдите закономерность и подставьте недостающий предмет.
Д: Елка.
В: Молодцы, следующее отгаданное слово кроссворда – это елка.
Заносим его в кроссворд.
Из каких геометрических фигур представлена елка?
Д: Три треугольника.
В: Отрываем лепесток ромашки под №5.
Задание: По заданию воспитателя дети раскладывают геометрические фигурки из пеналов на листах белого цвета. Затем воспитатель показывает им образец правильно выполненного задания и дети сравнивают свои работы с образцом.
Надо посчитать количество геометрических фигур на листах.
Д: десять.
В: Правильно. Это число десять. Записываем его в пятый столбик пустых клеток.
В: Осталось отгадать последнее слово в вертикальном столбце.
Отрываем лепесток ромашки №6 и слушаем задание:
Посчитайте и определите каких предметов больше – это и будет последнее слово нашего кроссворда.
Д: Больше ананасов.
В: Запишем в наш кроссворд слово ананас.
Вот и подошла к концу наша карусель.
Дети, посмотрите на членов нашей неизвестной команды – соперницы.
Как бы вы назвали эту команду?
Д: Это команда «Геометрические фигуры».
В: А сейчас посмотрим на наш кроссворд.
Какое слово получилось в горизонтальной полоске, обеденной красным цветом? Ребята, прочитайте это слово.
Д: ПОБЕДА.
В: С победой я вас и поздравляю. Вы все старались, чувствовался командный дух, вы показали хорошие знания и победили команду «Геометрические фигуры». Наши гости согласны с моим решением?
Гости: ДА.
В: Потрудились вы на славу. Победили все по праву.
Похвал достойны вы, друзья, награды.
И мы вручить вам приз все рады.
Вручает детям подарок.
А сейчас подведем итоги нашей карусели:
- Чем мы сегодня с вами занимались?
- Какое задание команды соперников вам больше всего понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
- Что нового вы узнали после викторины?
- Какое слово было ключевым в нашем кроссворде? Дети: ПОБЕДА.
В: С победой вас! Наша математическая карусель подошла к концу.
Кроссворд: П О Б Е Д А
Л В У Л Е Н
Ю А Р К С А
С Л А А Я Н
Т Т А
И Ь С
Н
О
|