Ход занятия.
В.: Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.
В.: И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята?
Возможные ответы детей: в нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем городе Сургуте.
Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась!
А как же нам помочь олененку, в его беде? (отправить его домой, к хантам)
А разве можно его одного отправлять в лес? (Нет)
Почему? (он еще маленький, снова заблудиться, хищные звери его могут съесть)
И как же нам тогда ребята быть, раз олененка нельзя одного отпускать? (пойти вместе с ним)
В.: Но прежде, чем отправимся в лес, что нам необходимо вспомнить (правила поведения в природе).
И в этом нам помогут наши знаки.
Д/и «Правила поведения в природе»
В.: Но вот, теперь можно отправляться в путь.
Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро домчаться до тайги (в животное) А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки:
Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)
Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая «рожки».
Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.
Ну вот, ребята, мы в тайге.
Звучит музыка – голоса птиц (пение тетерева).
В.: Слышите, кто это так красиво поет в лесу?
Д.: Птицы.
В.: Очень много разных птиц живет в наших лесах.
Посмотрите, вам знакомы эти птицы?
Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц.
(Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик)
Д/и «Назови птицу»
В.: Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки).
И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)
Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.
(Включается запись хантыйской песни).
В.: Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.
Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежде.
Идэ: Здравствуйте! Меня зовут Идэ.
В.: Не ваш ли это олененок?
Д.: Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.
Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.
Все рассаживаются, и проводится беседа.
В.: Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум)
-А почему в нем так тепло, чем он утеплен (оленьими шкурами).
В.: Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.
-Ребята, а, чем же еще так полезен олень у ханты?
Д.: Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами.
А какой основной корм оленей? (мох — ягель)
-Посмотрите, вот как он выглядит (показываю).
В.: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет? (ответы детей). Д.: Их тело покрывает густая и длинная шерсть.
Ребята, а чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей).
А женщины? (шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством)
Как вы думаете, что согревает хантов в морозную зиму? (одежда)
Из чего сшита их одежда? (Из оленьей шкуры)
В.: Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?
- А женская?
(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)
Идэ.: Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду)
В.: Ребята, а чем расшита ягушка у Идэ? (орнаментом, узором)
В.: У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивают свою одежду орнаментом. Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того, чтобы духи не приносили им зла, а наоборот, оберегали их, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую — другие.
Идэ: А хотите, я и вас научу составлять орнаменты? (ответ детей) Я приглашаю вас в свою мастерскую.
Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам)
В: — Посмотрите, этот орнамент, называется «оленьи рога», он
связан с почитанием оленя, потому что олень, особое животное для хантов.
Ханты вышивают свои орнамент бисером, а мы будем выкладывать орнамент с помощью мозаики.
(Рассматривается последовательность выкладывания мозаики, затем дети приступают к работе)
В.: Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно, выложили орнамент, который как называется? ( «оленьи рога»)
-Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.
В. Идэ, мы и тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.
В.:. А домой мы поедем на оленях.
Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.
«Были мы ребятами, стали оленятами».
Воспитатель «запрягает оленей» (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за обруч.
Воспитатель:
Олени, ветер, тундра, Кругом такой простор! Бегут олешки шустро - Веселье и задор!
(Физкультминутка «Олени».)
-Но вот мы и приехали в детский сад, были мы оленятами стали мы ребятами.
-Вам понравилось наше путешествие?
-А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях?
-А что больше всего понравилось и запомнилось?
Задачи:
Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.
Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — хантах.
Закреплять название национальной одежды народов ханты — малица, ягушка.
Познакомить детей с народным орнаментом хантов «оленьи рога», которым они украшают свою одежду;
Развивать умение составлять этот орнамент с помощью мозаики.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края; чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка.
Предварительная работа:
Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды и обуви народов ханты; просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; заучивание стихотворения «Хантыйские орнаменты» сл. М. Шульгина; творческие игры с мозаикой, выкладывание узора по образцу; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды.
Характеристика занятия
Уровень образования: дошкольное образование
Тема: «В гости к хантам»
Цель занятия:
Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.
Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — хантах.
Закреплять название национальной одежды народов ханты — малица, ягушка.
Познакомить детей с народным орнаментом хантов «оленьи рога», которым они украшают свою одежду;
Развивать умение составлять этот орнамент с помощью мозаики.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края; чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка.
Краткое описание:
Конспект занятия по познавательному развитию, в средней группе.
Ткач Мирослава Михайловна Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 74 «Филиппок» г. Сургут ХМАО.
|