Управление образования администрации г. Хабаровска Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 166»
Выполнила: Индюкова Наталья Викторовна воспитатель подготовительной к школе группы № 9 «Светлячок». г. Хабаровск, 2018 г
Цель: Расширение представлений детей о нанайцах, их национальной одежде посредством аппликации.
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с нанайским народом, их национальной одеждой.
- Учить детей украшать одежду нанайцев, самостоятельно подбирая орнамент и цветовую гамму.
- Развивать творческие способности, технические навыки симметричного и силуэтного вырезывания.
- Вызвать интерес к творческой работе и эмоциональный отклик у детей.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды, предметов быта и домашней утвари.
- Рассматривание различных орнаментов, используемых в украшении одежды коренных жителей.
- Чтение художественной литературы нанайских писателей.
- Слушание нанайских песен
- Нанайские народные игры
- Вырезывание заготовок одежды из бумаги.
Оборудование: нанайская одежда для девочки, проигрыватель для фонограммы, заготовки одежды из бумаги, трафареты нанайских орнаментов, иллюстрации с разными орнаментами, магнитная доска, магниты, изо-средства: клеевые кисти, клей, салфетки.
Ход занятия:
Под нанайскую мелодию входит девочка – нанайка Нэнхи в национальном костюме.
Воспитатель: К нам в гости пришла девочка Нэнхи.
- Как вы думаете, кто она по национальности? (нанайка)
- Как вы догадались? (ответы детей) Правильно, по одежде, узорам на ней.
Эти узоры – сказки рожденье.
В них все красиво на загляденье:
Движенья и звуки в узоры сплетаются,
И Приамурье изображается
Воспитатель: А что вы знаете о нанайцах?
(Нанайцы- малые народности Приамурья. Они живут по берегам реки Амур. Основное занятие нанайцев мужчин – охота и рыболовство. Женщины в нананйских стойбищах занимались рукоделием, старались сделать свой дом уютнее.)
Воспитатель: Да, они все были мастерицами, шили рукавицы, одежду, ковры, украшали предметы быта причудливыми узорами.
- А из чего они это делали? (ответы детей) Правильно, из рыбьей кожи, чешуи, из шкур зверей.
Нэнхи: Я очень рада, что вы много знаете про мой народ. И хочу совершить с вами небольшое путешествие в нанайскую сказку.
Давным-давно жил рыбак, ловил рыбу, кормил свою семью. Радовался всему живому, пел свои дивные песни, слушал пение птиц. Но однажды день изменился – солнце спряталось, птицы перестали петь. Люди в страхе попрятались в свои жилища. На небе появились тяжелые тучи. Всю эту тревогу принесла с собой злая ведьма Парнезко, все боялись ее гнева. Люди отдавали ей рыбу, оленей, добычу в жертву, чтобы она полюбила их. Но ей было этого мало. И тогда она украла краски – превратила одежду людей из нарядной в простую, из цветной в серую. И совсем стало грустно людям, прошла радость…
Воспитатель: А как мы можем помочь нанайцам? (ответы детей)
Давайте вернем им радость и превратим одежду снова в яркую и красивую.
Нэнхи: Ребята, а вы знаете, какая национальная одежда у нанайцев?
(халаты, рукавицы, тапочки, торбоса, шапочки)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных орнаментов, которыми можно украсить одежду.
- А все ли эти орнаменты подходят для украшения нанайской одежды?
- Какие лишние и почему? (дети убирают с доски орнаменты, не относящиеся к нанайским и внимательно рассматривают оставшиеся).
Нэнхи: Узоры у нанайцев все волнистые, извилистые – это для того, чтобы злой дух запутался в них и убежал. Каждый цвет узора что-то обозначал
- Кто знает, что обозначает желтый цвет? (солнце)
красный цвет? (огонь)
синий цвет? (реку Амур, облако, небо)
зеленый цвет? (природу, траву, листья)
белый и черный цвета? (день и ночь)
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе и украсить одежду узорами, давайте сделаем небольшую разминку.
Физразминка: под нанайскую мелодию дети повторяют за Нэнхи: передают движение ветра, качания волн, движения огня и т.д.)
Воспитатель: Предлагаю вам и нашей гостье Нэнхи самостоятельно выбрать силуэт одежды и трафареты нанайских орнаментов и пройти к столам.
Воспитатель уточняет с детьми способы силуэтного, симметричного вырезывания орнаментов из бумаги.
Самостоятельная работа детей: украшают элементами орнамента одежду.
Готовые работы вывешиваются на магнитную доску. Воспитатель приглашает детей и Нэнхи подойти поближе и рассмотреть их.
Воспитатель: Какие элементы использовали в орнаменте? (ответы детей)
- Что они символизируют? (рыбки – обереги рыбаков, растения, насекомые – символы семейного благополучия, чешуя драконов – защита от злых духов)
Нэнхи: Спасибо, ребята! Вы вернули людям радость, их одежда вновь засияла красками, стала нарядной. Мне пора идти, но я к вам еще приду и познакомлю с другими сказками нашего народа.
|