(Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» «Ласточка» Чистопольского муниципального района
Подготовили: воспитатель Ананьева Светлана Ильинична воспитатель Аникина Светлана Александровна
В методическое пособие включены: тематические занятия, беседы, дидактические игры по ознакомлению с родным городом, театрализованные праздники и развлечения, консультации для родителей, в основе которых лежит опыт работы МБДОУ «Детский сад №10» «Ласточка» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Скачать проект
Данные материалы по ознакомлению с родным городом старших дошкольников в условиях ДОУ окажет помощь педагогам детских садов в их многообразной и творческой работе.
РЕЦЕНЗИЯ
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Авторы педагогического проекта разработали собственную концепцию решения данной проблемы и выстроили весь собранный материал в соответствии со своей концепцией. Материалы по ознакомлению детей и их родителей с родным городом в ДОУ был собран в МБДОУ «Детский сад №10» «Ласточка», где немалое внимание обращено на ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры, проводятся интересные консультации для родителей, используются различные формы работы с детьми. Особая «изобретательность» проявляется в том, чтобы познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Цель проекта — осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Проект построен на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, принципа историзма, гуманизма, интегративности, дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Задачи проекта:
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям
культурным ценностям, природе.
Выполнение осуществляется через интеграцию задач в занятиях познавательного цикла, чтение художественной литературы, использование игровых технологий, занятия по изобразительной деятельности и т.д. Такая взаимосвязь всех видов деятельности позволяет воспитателю самостоятельно планировать и решать задачи патриотического воспитания дошкольников, как на занятиях, так и в свободное от них время без физической и психической перегрузки, что позволяет сохранять здоровье и эмоциональное благополучие детей. Педагогический проект может быть интересен воспитателям — практикам, работающим в ДОУ по ознакомлению дошкольников с родным городом, в том числе родителям воспитанников.
Преподаватель высшей квалификационной категории
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж» Л.Г. Губанова
Содержание
- Пояснительная записка
- Актуальность темы
- Паспорт проекта
- План реализации проекта
I этап проекта
- Перспективный план работы по проекту
- Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы
- Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы
II этап
III этап проекта
Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
Пояснительная записка
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Чистополю – городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь идет о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Чистополь в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ — помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно — игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели групп, родители воспитанников.
Образовательная область: знакомить детей с историей и культурой родного города, воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города.
Цель проекта:
осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям
культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта: дети 5-6 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини — музей, подобран материал о городе Чистополь и Республике Татарстан, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Чистополь.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Чистополь, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
План реализации проекта
- Подобрать методическую и художественную литературу о родном городе.
- Установить связь между сотрудниками детского сада для проведения мероприятий по данной проблеме.
- Провести анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления знаний
и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
- Провести диагностирование детей, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
- Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Разработать перспективный план мероприятий.
Время реализации проекта: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
Цель исследования — экспериментально обосновать средства формирования у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях в ДОУ и семье.
Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 10 «Ласточка». В исследовании участвовало 27 детей, а также родители воспитанников и педагоги ДОУ.
Работа состояла из трех этапов.
На первом этапе было проведено анкетирование родителей и педагогов с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
На втором этапе была проведена диагностика детей с целью изучения знаний и представлений об истории и культуре родного города (см. Приложение 1).
На третьем этапе проведен сравнительный анализ всей проведенной развивающей работы по формированию знаний и представлений об истории и культуре родного города у дошкольников.
Краткая характеристика методов
1) Анкетирование родителей.
Цель: выявить уровень знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
2) Анкетирование воспитателей.
Цель: выявить уровень подготовленности педагогов по патриотическому воспитанию детей
3) Диагностика детей.
Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
Анализ результатов исследования
Чтобы выявить отношение педагогов к данной проблеме, ее решению на современном этапе, мы обратились к анкетированию воспитателей дошкольного образовательного учреждения. В анкетном опросе участвовало 12 педагогов дошкольного образовательного учреждения. По результатам анкетирования было выявлено, что все педагоги единогласны во мнении о том, что проблема патриотического воспитания является актуальной на сегодняшний день и необходимо начинать работу с детьми дошкольного возраста. Воспитатели считают, что необходимо увеличить запас знаний по истории и географии родного города. Педагоги затруднялись в выборе методик и технологий о родном городе. Педагоги склонны во мнении, что эта тема востребована в работе с семьей.
Затем мы обратились к проведению опроса родителей. В результате анкетирования было выявлено, что 80% семей воспитанников знакомы с термином «патриотическое воспитание», но затруднялись определить цель патриотического воспитания для детей дошкольного возраста, 65% родителей считают, что патриотическое воспитание возможно в детском саду и возлагают большие надежды на ДОУ. Большинство родителей, а это 62% единогласны во мнении, что следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами. На вопрос «Актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 49 % ответили, что актуальна, а 51% — не актуальна. 58% родителей единогласны во мнении о том, что необходимы семейные традиции дома.
Анализ анкетирования родителей показал, что они затрудняются в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а это говорит о том, что работа педагогов ДОУ по данной проблеме актуальна.
Уровень знаний и представлений об истории и культуре родного города детей 5-6 лет оценивался по критериям:
Высокий уровень: знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Чистополь, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень: знает название города, свой домашний адрес, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень: ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Проведенное исследование констатирует, что высокому уровню соответствуют ответы 10 детей, среднему уровню 15 детей, а низкому 2 ребенка. Данные результаты представлены в гистограмме на рисунке 1.
Рис 1. Результаты диагностики понимания детьми знаний и представлений
об истории и культуре родного города
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеется средний уровень знаний и представлений об истории и культуре родного города.
В соответствии с результатами диагностики детей и анкетированием родителей и педагогов был составлен примерный перспективный план педагогической работы по расширению знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре и достопримечательностях.
Работа проводилась совместно с родителями и работниками детского сада.
Формы работы по проекту «Чистополю посвящается»
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:
- Работа с книгой «Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего»;
- Рассматривание репродукций картин местных художников с изображением города;
- Работа по ознакомлению детей с основными профессиями жителей города.
Поисково-собирательная работа:
- Знакомство с историей города на основе материалов музея уездного города и книги «Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего».
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу:
- «Красота нашего города»
- «Чистополь спортивный».
- «Наш город для детей».
Целевые прогулки по микрорайону Мельничной площади и городу:
- К СОШ № 5
- По близлежащим улицам микрорайона.
- Знакомство с новым военкоматом.
- Главная достопримечательность микрорайона – Мельницы.
- На стройку нового детского сада
Экскурсии:
- В скарятинский сад
- «В гости к художникам А. Зиновьеву и А. Дернову».
- Экскурсия в музей уездного города.
- Экскурсия в пожарную часть № 67 города Чистополя
- Экскурсии на Аллею героев города
- Экскурсия в школу искусств.
- Экскурсия в библиотеку.
Беседы «Чистополь – частичка России»:
- «Чем славится Чистополь?».
- «Наши родители – труженики».
- «Улицы, по которым мы ходим».
- «Прогулка по городу вместе с художником А. Зиновьевым»
- «Поэтическое творчество о нашем городе».
- «Город будущего: Чистополь — 2020».
Занятия:
- Познавательное занятие «Путешествие по городу».
- Познавательное занятие «Микрорайон, в котором мы живем»»
- Интегрированное занятие «Люблю березку русскую».
- Физкультурное занятие «На зарядку, становись!»
Дидактические игры:
- «Сложи буквы «Чистополь».
- «Завяжи узелок – расскажи про городок».
- «Загадки и ребусы о городе»
- «Ассоциации – город».
- «Что где находится» (схемы, карты).
Встречи с интересными людьми:
- Встреча с тренерами ДЮСШ по спортивной гимнастике, УШУ и выпускниками спортивных школ нашего детского сада.
- Встреча с художниками города (А. Зиновьев, А. Дернов).
- Встреча с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, Дагестане, тружениками тыла и ветеранами Великой Отечественной войны.
Викторины:
- «Знатоки родного города».
- «Что мы знаем о родном городе?».
- «Чистополь, город на Каме».
Праздники:
- Праздник города.
- Поэтические странички o Чистополе.
- Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)
- Театрализованный праздник по страницам книги «Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего»
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Наблюдения за уменьшением продолжительности дня в городе.
- Наблюдение за изменениями в жизни животных и птиц нашего города, за солнцем на небе.
- Опыты с водой.
Чтение художественной литературы:
- В. Степанов «Что мы Родиной зовем»
- П. Воронько «Лучше нет родного края»,
- А. Прокофьев «Родина»,
- С. Баруздин «Страна, где мы живём»,
- Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия»,
Стихи земляков-чистопольцев и местных авторов:
- В. Боков «Зеленый городок»,
- М.Петровых «Чистополь»,
- А. Гесс «Родному городу»,
- Л. Бешенцева «Не хочу я ехать на Багамы», «Городок на Каме»,
- Н. Афонина «Есть город на Каме»,
- С. Решетнев «Любимому городу»
Оформление альбомов:
- «Мы живем в городе Чистополе».
- «Наш любимый детский сад».
- «Наши выпускники».
Самостоятельная художественная деятельность детей:
- Рисование «Наш любимый город».
- Изготовление подарков своими руками (тестопластика) ко Дню рождения города Чистополя.
- Изготовление коллажа «Мой город».
- Рисование «Праздничный город».
- Конструирование «Город будущего».
- Аппликация «Если в городе весна, чем порадует нас она».
Сюжетно-ролевые игры:
- «На стройках города».
- «Мы – пожарные!».
- «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее).
- «Мы едем на автобусе по городу».
- «Украсим праздничный торт».
- «Мы — спортсмены».
- «Я иду в детский сад» (маршрут движения из дома в детский сад с использованием макетов объектов нашего Микрорайона).
Конкурсы, выставки:
- Конкурс «Семейные умельцы» (поделки).
- Выставка «Моя семья» (семейные традиции и обычаи семьи).
- Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
- Выставка «Родители – труженики нашего города» (семейные династии — фотографии).
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей старшей группы
|