Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 «Сказка» города Лесосибирска» Экскурсия в историю культуры родного города открытый показ в старшей группе, в рамках городского методического объединения по «физкультурно-оздоровительному направлению» Воспитатели: Мерзлякова Камила Гюладдин - кызы Метёлкина Наталья Николаевна г. Лесосибирск 2014г. Экскурсия в историю культуры родного города Программные задачи: развивать потребности в сохранении и укреплении здоровья; формировать представления о том, как жили на Руси в старину наши предки;
Скачать: Экскурсия в историю родного города. (Мерзлякова, Метёлкина) (полный конспект)
дать представления о традиционной русской пище, вызывать интерес к продуктам питания в прошлые времена; углублять краеведческие знания о родном городе, о его историческом наследии; воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, Родине, бережное отношение к природе. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений и песен о городе, просмотр мультфильма «Колосок», подготовка костюмов совместно с родителями. Материал: демонстрационный: - картины, фотографии, макеты города, мультипликационный фильм, ТСО, народные костюмы. Используемые технологии, методы и приемы: беседа, объяснение, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент (приход игрового персонажа), вопросы поискового характера, обсуждение, видео-метод, творческая деятельность, экспериментирование. Ход работы: 1. Психологическое взаимодействие. Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и нашим гостям, скажем «Здравствуйте», этим волшебным словом вы пожелали всем здоровья. 2. Беседа о Крае, в котором мы живём. Чтение стихотворения Николая Гордеева о Сибири. Сибирь моя, держава снеговая, Отечество моё и колыбель Зачем, когда в чужих краях бываю, Меня зовет к себе твоя метель? Зачем манят кедровники и плесы, Трубит сохатый праздничным гудком, Зачем твои чалдонушки – березы Мне машут белым утренним платком? Сибирь! И чаще бьётся сердце, И тает грусть, как лёгкий дым, Могла бы кажется согреться Одним лишь именем твоим! Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы живем? (Россия) - Как называется столица нашей родины? (Москва) Матушка-Россия богата и сильна. Она славится большим количеством городов, деревень. - Ребята, как называется край, в котором мы живём? (Красноярский край) - Какие города Красноярского края Вы знаете? (Лесосибирск, Енисейск, Красноярск, Норильск, Ачинск, Минусинск) - Как называется город, в котором мы живём? (Лесосибирск) - Из каких двух слов он состоит? (Лес и Сибирь) - Что означают эти 2 слова? Воспитатель: Что Вы можете рассказать о своем родном городе? Какой он? (Показ картинок: школы, музеи, кинотеатры, институты и.т.д.). Воспитатель: Наш город - очень молодой и красивый...... А как появился наш город? Давным-давно это было. По могучей реке Енисей плыли корабли с товаром для продажи. Несколько крепких мужиков решили остаться на берегу, очень им понравилось, кругом лес приволье. Хотели бы вы оказаться в том времени? Воспитатель: Закройте глаза, вслушайтесь в волшебные звуки музыки и представьте себе лес, каким вы его представляете. Воспитатель: Релаксация. (тихо). У леса много тайн и секретов. Словно волшебник, он всё время меняется. В разную погоду он тоже разный. В тихий, безветренный день лес поражает своей глубокой тишиной, в бурю - пугает воем ветра, треском сучьев, в мороз - завораживает своей белоснежной, хрустальной красотой, в солнечный день - блеском золота и серебра. А теперь откройте глаза и расскажите, что вы видели в лесу. (Деревья, животные, птицы, грибы, орехи, ягоды, много рыбы.) Воспитатель: И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились. Ребята, представьте себе на минутку, что чистой воды нет. Одни лужи, болота. А как можно было найти чистую воду? (предположения детей). Я хочу рассказать вам небольшой секретик. Представьте на минутку, что вы туристы, оказались далеко-далеко, там, где нет чистой воды, а одна болотистая местность. Туристам очень хочется пить. Приходится использовать всевозможные средства. Например, можно взять веточку хвои, которая растет в лесу, затем положить ее в воду и оставить в воде на несколько часов, после чего вода становится очень чистой и полезной, мы можем без страха за свою жизнь, выпить этой водички. Воспитатель: Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. А где можно было найти воду? (Предположения детей.) Люди селились там, где можно было найти много дичи, ягод, грибов. Вот поэтому люди и выбрали это место. Появились первые избы, строили их дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Воспитатель: Кто знает, как называли комнату в избе? (Ответы детей) Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная. Воспитатель: Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей). В старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? Да, печь и накормит, и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы) А ещё, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Ответы детей.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она кормит, и греет, и сушит, и лечит. Игра «Круг тепла». Дети встают в круг и берутся за руки по очереди ребенок поворачивается к стоящему рядом, старается согреть его добрым словом, ласковым взглядом. Стук в дверь. Появляется Лесовичок. За спиной у него мешок. Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень я рад, что вы ко мне в гости пожаловали, что - то вы бледненькие, наверно много конфет кушаете. Рассажу я вам, что полезно, а что есть не желательно. Лесовичок: (показывает кедровые орешки, шишки) Это ребята, не только вкусно, но и очень полезно. Горсточка орехов заменяет литр молока, булку хлеба. Лесовичок: А хлеб пекли в печах, от этого он становился вкусным, запашистым, а самое главное - полезным. Давайте посмотрим, как это было. Просмотр отрывка мультфильма «Колосок», где есть печь. Воспитатель: А с чем можно было ещё печь пироги? С какой начинкой? Лесовичок: А какие вкусные пироги с рыбкой, в печи пеку, просто объедение, съели рыбку, ваши косточки стали крепче. А сколько волшебной травки – муравки у меня растет, и от кашля, и от живота, и от желудочка. Люблю, я ребята, напитки, чаи разные готовить из разных ягод. Хочу и вас угостить «Клюквенным коктейлем». Дети моют руки, каждому в стакан накладывают клюкву, дети ложками толкут ягоду. После этого размешивают с водой и малым количеством воды. Лесовичок: Вот этот морс поможет вам при температуре, если у бабушки болит голова, одна ягодка, заменит витаминку. И не надо идти в аптеку за лекарством. А теперь, давайте поиграем в игру «Найди полезный продукт» (игра проводится в подгруппах) Дети вытягивают жетон (витаминка, ягода, лук, чеснок). Затем дети должны выбрать из количества картинок полезные продукты. Кто быстрее. Обосновать свой ответ. Воспитатель: Спасибо, Лесовичок, мы узнали сегодня столько много нового, а благодаря тебе, мы станем меньше болеть. Воспитатель: Лесовичок хочешь, мы тебе споем частушки о здоровой пище? Вы не пейте кока-колу, (Милана, Максим) Не полезная она, Лучше съешьте вы капусту Поделюсь ей с вами я. Ешьте овощи и фрукты, (Лена, Данила) Они - полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроенье!
Дорасти нам до небес (Арина, Эдик)
Поможет каша «Геркулес»,
А улучшить зрение -
Черничное варение.
Надя ела кириешки (Юля А, Костя)
И соленые орешки,
Заболел у ней живот
Лучше б съела кашу. Вот!
Чтобы хворь Вас не застала, (Лиза, Влад)
В зимний утренний денёк
В пищу вы употребляйте
Лук зелёный и чеснок.
Вы не пейте газировку, (Варя, Никита)
Не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб -
Вот хороший вам обед.
(Мерзлякова К.Г.). Лесовичок: Спасибо, ребята, порадовали вы меня, приходите ко мне в гости только с добрыми делами. Досвидания.
|