Воспитание гражданских — патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, формирование бережного и созидательного отношения к миру, изучение исторического опыта человечества, расширение круга интересов детей, социально — активной личности гражданина и патриота одна из важнейших задач в дошкольном учреждении.
Ребёнок впервые открывает Родину в семье — это ближайшее его окружение, где он черпает такое понятия, как "Родина". Развитие любви и привязанности к родному дому — первая ступень гражданского — патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: "Я — россиянин! Я горжусь своей страной!" Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности — главная цель нашей работы.
Опираясь на парциальные программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева), методические пособия Е. К. Ривиной "Герб и флаг России", "Российская символика", я поставила перед собой задачи:
- Сформировать у детей понятие о своём "Я", о том, что каждый человек — уникальная личность со своими чертами характера;
- Обогатить знания детей о родном крае, Родине — стране, дать знания о символике нашего государства; нашей области, нашего села.
- Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, русскими народными играми.
В развивающей среде группы появились исторические и географические предметы, символика государства, народный календарь.
Для оформления представлений о семье, родственных отношениях, о родословной, мы вместе с детьми создали геологическое древо, книги-альбомы, в которых дети отразили знания о себе, своей семье, друзьях. Это позволило мне определить душевное состояние ребёнка, познать его внутренний мир.
Я оформила выставку "Астрахань любимый город", где представлен материал об истории города, о главных достопримечательностях; подготовила презентацию о родном селе Красный Яр, где не только знакомятся с названиями улиц, об истории села, о главных достопримечательностях. Организовала конкурс рисунков. Дети отразили в рисунках свои мечты о том, каким они хотят видеть свой город, село. Подготовила дидактические игры "Кто заблудился?", "Что перепутал художник?", "Кого не стало?" помогли усвоить обширный объём материала о животном и растительном мире нашего края.
Формируя у ребёнка первые простейшие представления об устройстве нашего государства, большое значение придаю символики нашей страны. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни — гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, давала детям в форме презентаций, интегрированных занятий. Использование таких приёмов развивает у детей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом. Очень важным для работы по воспитанию ребёнка — гражданина — это выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных отношений.
В группе существует три обязательных правила:
- Нельзя бить и обижать людей
- Нельзя ломать и портить результаты труда других
- Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
Особое внимание уделяется развитию у детей любви к природе родного края, к её неброской, но магической красоте. Снежные просторы, земля в цвету открывают огромные возможности для воспитания у детей этого чувства. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Формирование положительного отношения к природе родного края невозможно без единства и тесной взаимосвязи знаний, чувств и практической деятельности детей. Используя технологию интегрированного обучения, появилась возможность показать детям природу во всей красоте. Многообразие литературы, живописи способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Интеграция позволила исключить повторы при изучении материала о природе, повысить развивающий эффект и уменьшить нагрузку на детей.
Познавательная деятельность ребёнка, направленная на ознакомление с природой родного края, невозможна без создания определённых условий. Предметно-развивающая среда способствует формированию у ребёнка правильных, неискажённых представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы родного края, побуждает к исследовательской деятельности. У нас собран материал регионального содержания: имеются различные гербарии листьев, растений; коллекции шишек хвойных деревьев, коры деревьев, мхов, семян; муляжи грибов; иллюстрации животных; имеется "Уголок экспериментирования".
Большое значение при ознакомлении с природой родного края, бытом и культурой русского народа имеют праздники и развлечения. Традиционно в нашем дошкольном учреждении проходит экологическая неделя, в рамках которой большой праздник "День Земли", акции "Птицы наши друзья", КВН, соревнования, и т. д. Наш коллектив надеется, что наши воспитанники будут бережно относиться ко всему живому и на всю жизнь сохранят любовь к своему краю, где бы они ни жили.
Свою работу я строила в тесном содружестве с семьёй. Родители активно участвовали во всех мероприятиях: народных праздниках, экскурсиях, выставках, конкурсах. Совместная деятельность стала основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.
Вывод: любовь к малой родине, умение чувствовать её красоту — это начало патриотизма, любви к Родине. У детей в процессе работы формируются лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к миру, привязанность к малой родине, ответственность за всё, что происходит в городе, отзывчивость к окружающим. Совершенствуется речь, память, мышление, способность наблюдать, творить, обобщать, расширять кругозор. Формируются разные виды отношений — гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания. Приятно слышать, когда мои воспитанники, рассказывают родителям об истории создания или о названии улицы, услышанную ими на экскурсии. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Литература:
- Выготский Л.С. "Воображение и творчество в дошкольном возрасте — М., 1997г.
- Гончарова Т.Л. "Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам" // дошкольная педагогика 5 — 2008 с 47-48
- Князева О.Л., Маханева М.Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" — С.-П. "Детство — Пресс" 2002г.
- Кузьмина И.В. " Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста" // дошкольная педагогика 2008г., 5 с 49-52
|