Цели занятия: закреплять представления детей о дружбе; воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям.
Задачи:
- учить детей справедливо оценивать положительные и отрицательные поступки;
- связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией;
- активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.
Словарная работа: закрепить использование в речи слов, обозначающих личностные характеристики (дружелюбный, находчивый, заботливый, жизнерадостный, трудолюбивый) закрепить умение образовывать однокоренные слова, познакомить со словом комплимент.
Скачать конспект
Предварительная работа: чтение художественной литературы, знакомство с пословицами о дружбе, заучивание стихов, рисование лиц друзей.
Оборудование: письмо, кирпичи из картона для дома, буквы, клей, заготовки лепестков разного цвета; пиктограммы эмоций.
Ход занятия:
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог-психолог: Скажи мне пожалуйста, когда вы приходите утром в детский сад как обычно вы приветствуете друг друга,?
Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю вам поздороваться со своими товарищами не словами, а частями тела. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка — дотроньтесь локтями. Три хлопка –прижмитесь спинами друг к другу.
Идет игра «Поздороваемся».
Педагог-психолог: Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.
Дети: Письмо прислала Шапокляк.
Педагог-психолог: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось сШапокляк?
Дети: Да, она улетела на воздушных шариках.
Педагог-психолог: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Педагог-психолог зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш поселок. Но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.
Педагог-психолог: Как же можем помочь Шапокляк?
Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.
Педагог-психолог: Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если
выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.
1 задание: Составь слово. Нужно составить слова из букв, которые находятся перед вами на доске: р д у б а ж.
Педагог-психолог: Какое слово получилось?
«Мозговой штурм» — что такое дружба? ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Педагог-психолог: Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: Надо сначала познакомиться, пригласить в гости.
Педагог-психолог: А с кем можно дружить?
Дети: С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.
Педагог-психолог: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Дети: Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.
Педагог-психолог: Друзья познаются в счастье или в беде?
Дети: В беде друзья всегда помогут.
Педагог-психолог: Предлагаю ответить на несколько вопросов /см. презентацию далее/
Дети отвечают на вопросы
Педагог-психолог: Молодцы! Выполнили первое задание. И можем заложить первый кирпич дома дружбы.
Игра «Семьи слов». Подходят к мольберту. На нем закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».
Педагог-психолог: Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает). У слова «дружба» есть слова — родственники. Давайте назовём слова похожие на него.
Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.
Педагог-психолог: Молодцы! Выполнили второе задание. И можем заложить еще один кирпич дома дружбы.
Педагог-психолог: Хочу предложить вам ещё одну игру, которая называется «Мир без друга». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его:
- Мир без друга был бы не интересным, потому что…
- Мир без друга был бы безрадостным, потому что...
- Мир без друга был бы мрачным, потому что...
Педагог-психолог: Третий кирпичик дома дружба мы заложили. Продолжаем дальше.
Педагог-психолог: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов».
Педагог-психолог: У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Полине. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг указательного пальчика и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свой указательный пальчик и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Педагог-психолог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.
Педагог-психолог: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Педагог-психолог: Четвертый кирпичик дома дружбы мы заложили. Теперь у нас у всех радостное настроение, стройка дома продолжается. Но чтобы возле нашего будущего дома было красиво, давайте изготовим цветы. Садитесь за стол, берите лепесточки и составляйте каждый свой цветок.
И с этим заданием справились. Ставим пятый кирпичик.
Физкультминутка
Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.
Упражнение-разминка. «Теремок». Продолжительность 2 мин.
На поляне теремок,
(Ладони сложить «домиком»)
Дверь закрыта на замок
(Сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок
(Поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор
(Руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор
(Щелчки каждым из пальцев поочередно)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
(Кулаком постучать по ладони)
Открывайте!
(Широко развести руки в стороны).
Я ваш друг!
(Ладони сомкнуть одна поперек другой)
Педагог-психолог: Чтобы получить этот кирпичик, мы должны с вами вспомнить пословицы или стихи о дружбе.
Пословицы:
- Ссора до добра не доводит.
- Нет друга – ищи, а нашел, береги.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один за всех, и все за одного.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
- Лучше честный враг, чем коварный друг.
- Друг за друга держаться — ничего не бояться.
- Друзья познаются в беде.
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
- Друг спорит, а враг поддакивает.
Педагог-психолог: Молодцы много знаете пословиц о дружбе! Шестой кирпичик положили.
Игра «Узнай настроение».
Педагог-психолог: А как можно узнать настроение у человека? Правильно, по лицу. Сейчас я буду показывать вам картинки с разными лицами. Ответьте мне, пожалуйста, какую эмоцию отражает это лицо? /грустное, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился/.
Молодцы!
Игра «Раз, два, три …покажи» …
Педагог-психолог: А теперь я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался (удивился, опечалился, разозлился, обрадовался) покажи. Вы должны показать на лице страх, удивление, печаль и т.д.
Педагог-психолог: Справились и с этим заданием, вот и следующий кирпичик.
Педагог-психолог: Много вы о дружбе знаете. Пришло время повторить правила дружбы, которыми вы пользуетесь в жизни. У меня эти правила записанына лучиках солнышка:
- Помогать другу; быть честным; уступать; не бояться просить прощения; не грубить; не жадничать; не злиться.
Педагог-психолог: Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым. Но, чего-то, по-моему, не хватает?
Дети: Людей. Жильцов. Друзей.
Педагог-психолог: Я с вами согласна. В дом Дружбы нужно поселить друзей.
Дети помещают в окошках дома Дружбы
заранее приготовленныенарисованные лица друзей
Педагог-психолог: Замечательная работа у вас получилась? Посмотрите, как озарился дом Дружбы, радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец! А чтобы возле дома было красиво, давайте посадим ваши цветы!
*
Дети прикрепляют свои цветы «Цветики-семицветики» (эмблема толерантности)
В завершение занятия проводится упражнение «Солнечные лучики».
Дети стоят в кругувытянув руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Педагог-психолог: Вот и подошло к завершению наше занятие. А закончим мы его «Речёвкой»:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Педагог-психолог: До свидания, ребята! До новых встреч!
Литература
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2003.
- План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – СПБ.: «Детство – пресс», 2003.
- Серия Демонстрационный материал для фронтальных занятий, Пословицы и поговорки: иллюстрации – ООО Издательство «Книголюб», Москва.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Подготовила и реализовала:
Клюева Оксана Васильевна,
педагог-психолог
с.п. Унъюган
2013
|