Решетняк Елена Александровна, старший воспитатель, МАДОУ «ДС №15 «Солнышко» Ст. Староминская, Краснодарский край.
В рамках реализации инновационного образовательного проекта «Обновление воспитательно – образовательного процесса эффективными технологиями социализации в условиях реализации ФГОС ДО» в ДОУ создавались условия необходимые для внедрения эффективных технологий социализации дошкольников.
Нас заинтересовали авторские технологии социализации Гришаевой Н. П. старшего научного сотрудника института социологии РАН. В методическом пособии «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» представлено 9 технологий: «Клубный час», «Ситуация месяца», «Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение». Данные технологии позволяют реализовать цели, поставленные в государственных программах работы в детском саду. Эти технологии можно применять, как по отдельности каждую, так и в комплексе.
Скачать конспект
Особым спросом у детей пользуется технология «Волшебный телефон». Это телефон доверия для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Данная технология является ещё и диагностикой проблем ребёнка. Огромное значение имеет личность ведущего «Волшебного телефона». Наиболее подходит для этой деятельности педагог – психолог ДОУ, который способен сохранить конфиденциальность полученной в беседе с ребенком информации и умение донести до воспитателя и родителей ее смысл, в обобщенной форме высказать свои пожелания и советы родителю и педагогу, если это необходимо для коррекции развития ребенка. Педагог – психолог ведет журнал, куда записывает проблемы ребенка.
Внедрение этой технологии помогает развитию эффективной социализации ребёнка в дошкольном учреждении и способствует развитию самостоятельности. Эта технология применялась с детьми старшего дошкольного возраста. «Волшебный телефон» вызвал огромный интерес у детей. И хотя ребята вначале сомневались, «а правда ли все это», практически все захотели пообщаться с любимым персонажем.
На подготовительном этапе была проведена исследовательская работа на тему: «Какие сказочные персонажи нравятся современным детям?». Педагог — психолог выходила на старшую и подготовительную группы с предложением изобразить на рисунке своего любимого сказочного персонажа, с которым хотелось бы пообщаться: спросить совет, поделиться секретом и просто поговорить.
После собранных данных, педагог — психолог выявила самых популярных героев и сделала карточки с их изображением. Для внедрения данной технологии нами были созданы необходимые условия: разработан макет телефонной будки. Телефонная будка была изготовлена из каркаса пластиковых труб и на данный каркас сшит чехол из ткани.
Из бесед с детьми стало ясно, что словосочетание «телефонная будка» им не понятно и требует разъяснений, поэтому появилась необходимость создать презентацию о кратком экскурсе в историю телефонной будки, таксофоне.
Просмотр презентации вызвал интерес детей и желание побывать в ней и позвонить.
Когда все было готово, педагоги объяснили детям, как пользоваться телефоном, какие правила необходимо соблюдать во время разговора, с кем можно поговорить, в какое время приходить в кабинет, где будет находиться «Волшебный телефон».
В ходе общения с ребёнком по «Волшебному телефону» решается ряд проблем:
«Как научиться, не драться, если обидели?»
«Как признать свои ошибки и просить прощение?»
«Ребята не принимают в игру?» и многие другие.
В процессе общения ребёнок, доверяет сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания, что позволяет выявить проблемные, «горячие точки» личностного развития.
Особым достоинством данной технологии является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем испытывает чувство восторга, эмоциональный подъем. Ребёнок делится своими незабываемыми впечатлениями с друзьями и взрослыми.
А это значит, что «Волшебный телефон», как новая технология очень интересна, продуктивна, решает ряд задач и проблем в социализации и диагностики развития дошкольников и просто необходим в детском саду.
|