Дроздова Ольга Михайловна. 'Пальчиковая гимнастика'

Пальчиковая гимнастика"Пальчиковая гимнастика"

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов». (Джордано Бруно).

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика — одна из оздоровительных технологий детей дошкольного возраста.

Неоспоримо влияние уровня развития мелкой моторики на речевую и мыслительную деятельность ребёнка. Данный факт имеет физиологическую основу: примерно треть всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, которая, кроме того, располагается в непосредственной близости от речевой зоны.

 

Специальные упражнения необходимо использовать и в школе, так как известно, что формирование кисти рук к семи годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10 -13лет.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребёнок овладевает двигательными умениями навыками, у него развивается координация движений, совершенствуя деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

При условии систематических занятий постепенно пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребёнка начинает развиваться интенсивнее.

Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил:

  1. Пальчиковые игры должны использоваться систематически, ежедневно.
  2. Место не имеет значение, главное – интерес ребёнка.
  3. Длительность упражнения зависит от эмоционального отклика детей – не заставляйте их выполнять упражнения насильно.

С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности:

  • «пальчиковый театр»
  • «выкладывание узоров из мелких камешков, круп»
  • «вязание, шитьё, вышивание»
  • «завязывание и развязывание узелков»
  • «застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины»
  • «комканье и сжимание пористых губок»
  • «лепка из глины или пластилина»
  • «нанизывание бус, бисера, пуговиц»
  • «перематывание цветных клубочков ниток»
  • «складывание из кубиков домиков и т.д.»
  • «узнавание предметов на ощупь»
  • «собирание пирамидки, матрёшки»

Формирование мелкой моторики у детей может вестись в трёх направлениях:

  • самомассаж и специальные игры – упражнения

для развития мелких движений пальцев;

  • приобретение навыков самообслуживания, обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, посильно помогать членам семьи;
  • формирование моторики в специально — организованной деятельности (на занятиях), с использованием настольных и подвижных игр;

Практикой проверено, что ребёнку нравится копаться в земле, песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные замки.

Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку, и т.д.

На кухне малыш тоже может стать помощником, его можно познакомить с различными продуктами, самим процессом приготовление пищи. Предложите помочь перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и т.д.

Очень полезно раскатывать и лепить тесто.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, — а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма.

Упражнения для кистей рук и пальцев, которые я использую в своей практике:

Машина

Би — би — би — гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук — тук — тук — мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу — шу — шу — они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та — та — та — вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

- Тик. Тик. Тик.

(руки — «стрелочки»)

У птички — синички — такая:

- Пик. Пик. Пик.

(руки — «клювики»)

У поросенка — такая:

- Рюх. Рюх. Рюх.

(ладошки — «пятачки»)

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.

(пальчики — «колючки»)

У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.

(ладошки гладят шерстку).

- А у рыбешки — какая?

- Пы. Пы. Пы.

(руки движутся сверху вниз).

Слова

Раз и два, раз и два!

(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце — слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка — слово пушистое.

(придерживают большим пальцем ср. и безым.; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец — «ушки»)

Корова — слово рогатое.

(выпрямляют указ. палец и мизинец — «рога»)

А слово «арбуз» — полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти — «арбуз»)

«Мышка и кошка»

- Пи — пи — пи, — пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу — щу — щу, щу — щу — щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу — щу, щу — щу, щу — щу — щу.

(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:

- Мур — мур — мур, — она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет — нет — нет, — пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

«Котенок — шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу — мяу, мяу — мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

- Мало — мало, мало — мало.

(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

- Мур — мур — мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

- Ур — ур — ур, ур — ур — ур.

(ритмично потрирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

- Цап — цап — цап, цап — цап — цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

- Ап — ап — ап, ап — ап — ап.

(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«Утята»

Раз — два — шли утята.

Три — четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко — громко запищал:

- Пи — пи — пи — не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи — пи — пи…» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

«Кошки — мышки»

Кошка мышку цап — царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала — отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка»

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«На качелях»

Кач — кач — кач — летят качели,

Так захватывает дух!

(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук — тук — тук, тук — тук — тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь.

(ритмично постукивают кулачками друг о друга)

- Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь.

(ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

- Жу — жу — жу, — жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу — зу — зу, — комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф — уф — уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу — жу, гу — жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

«Грибы»

(массаж пальцев)

Топ — топ — пять шагов,

(идут на месте)

В туесочке пять грибов.

(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй — лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело.

«Умывание»

(массаж пальцев)

Знаем, знаем — да — да — да,

Где ты прячешься, вода!

(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По — нем — нож — ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

  • За морем бывала

Весну добывала.

Несу, несу

Весну — красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке)

«Покажите пальцем»

Покажите пальцем

(дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца,

(вытягивают средний и указательный пальцы)

Книжку,

(две раскрытые ладони складывают рядом)

Мышку и

(ладони прикладывают к макушке)

Орех

(сжимают кулак)

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.

(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

«Мышки — шалунишки»

В комнате часы висели

И стучали: бом — бом — бом.

(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так — так — так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик — тик — так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить;

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Помощники»

1, 2, 3, 4,

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть — чуть — сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га — га — га».

(дети тесно смыкают 4 — ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш — ш — ш, — шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

«Пироги»

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

( «пекут» пироги — одна ладошка сверху, другая — снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные?

(трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может,

(сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)

«Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

Просмотров: 499
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Колесова Наталия Анатольевна. Статья: «Познание мира через пальцы рук».
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Медведева Серафима Владимировна. Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей «Вышли пальчики гулять»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Бевз Майя Антоновна. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Щелконогова Анна Анатольевна. Развивающие планшеты «Подбери и закрути» для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь