(познавательно-творческий)
Авторы проекта
- Копылова Л.А. воспитатель по ИЗО
- Чурилова Е. В. учитель — логопед
Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 года
Паспорт проекта
Наименование проекта «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Скачать конспект
Составитель проекта Копылова Л.А. воспитатель по ИЗО, Чурилова Е. В.учитель — логопед МБДОУ «ДС «Журавушка»
Вид проекта Познавательно — творческий
Цель проекта Приобщение к истокам русской национальной культуры — закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи проекта
- Создать условия для знакомства детей с русским бытом.
- Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
- Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно — прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
- Способствовать гармонизации детско — родительских отношений.
Срок и этапы реализации проекта май 2017 – май 2018года
I этап – подготовительный: май 2017.
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Разработка содержания проекта.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Социологический опрос родителей.
II этап – основной: сентябрь 2017 – май 2018г.
- Знакомство детей с историей возникновения народных промыслов;
- Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством;
- Развитие связанной речи ребенка: обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий;
- Закрепление умений выразительно читать стихи, исполнять песни, понимать образный смысл загадок;
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
III этап – завершающий: май 2018г.
- Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
- Презентация проекта на различных уровнях.
Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатель Копылова Лиана Анатольевна, учитель – логопед Чурилова Елена Владимировна, педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «ДС «Журавушка»
Ожидаемые результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:
- Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
- Умеющий, гармонично взаимодействовать с другими людьми.
- Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
- Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
- Знает русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Узнает произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
- Умеет играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
- Использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Целевые группы проекта Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Пояснительная записка
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.
Исходя из вышеизложенного для данной программы были выбраны следующие приоритеты:
- Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого народа.
- Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Актуальность
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Создать условия для знакомства детей с русским бытом.
- Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
- Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно- прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
- Способствовать гармонизации детско — родительских отношений.
Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:
- Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
- Умеющий, гармонично взаимодействовать с другими людьми.
- Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
- Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
- Знает русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Узнает произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
- Умеет играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
- Использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Формы занятий:
- беседы
- теоретические занятия
- практические занятия
- коллективная работа
- индивидуальная работа
- праздники.
Взаимодействие с родителями
- Привлечь к созданию мини-музея «Народные промыслы», к обогащению материалами развивающей среды мини-музея предметами народно-прикладного искусства;
- Рекомендации посетить с детьми музей Изобразительного искусства города Новый Уренгой и сделать презентацию или фото отчет о посещении выставки;
- Привлечь родителей к поискам и распечаткам материала в альбомы-папки по русским народным промыслам;
- Изготовление поделок;
- Творческий конкурс;
- Создание мини-книжки по теме «Матрешка»;
- Оказание помощи в разучивании стихотворений.
Сроки реализации: программа полностью реализуется за 1 года.
Программа рассчитана на одно занятие в месяц по 30 минут
Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.
Список литературы:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 — 5 лет. М.: МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2010
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
|