Выполнил и подготовил: Воспитатель Косарева Светлана Владимировна
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.
Организационный момент:
Уважаемые коллеги, сегодня я с вами хочу обсудить проблему развития речи у детей и приобщение детей к фольклору.
В своей работе с детьми я стала использовать технологию ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям для дошкольников, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни.
Генрих Саулович Альтшуллер (15. 10. 1926 — 24. 09. 1998) — автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.
1. задание.
Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца. На подготовку 2 минуты.
«Репка»
«Колобок»
2. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
№1. «Рукавичка» от лица рукавички
№2. «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
3. задание. Скороговорки
Участники должны произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
«Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
«Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня»
4. задание Игра «Объяснялки»
Перед вами изображения яблони и ложки. Ваша задача составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками..
5. задание Игра «Наоборот»
Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый — ленивый
Вежливый — грубый
Грустный — веселый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Упрямый – покорный
6 задание. Кроссворд.
Решить кроссворд.
7 задание. Творческий конкурс. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы её смогли «прочитать». Дается 1 минута
«Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
8. Игра «Найди, куда спряталась буква?»
Педагоги находят букву на предметах, изображённых на картинке.
9 задание
- Давайте закроем глаза, сейчас заиграет волшебная музыка, а вы потихоньку покрутитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова.
(Звучит музыка «Волшебный цветок»)
- И раз, и два, и три, и восемь
- В сказку всех мы переносим.
- Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.
А теперь все вместе скажем волшебные слова:
Сундучок, сундучок, позолоченный бочек
Расписная крышка, медная задвижка
1, 2, 3, 4, 5- можно сказку начинать!
- Наш волшебный сундучок открылся, отгадайте в какую сказку мы попали?
Было яичко у нас золотое,
А осталось, лукошко пустое
Плачет дед, плачет баба
Но утешает их (Курочка Ряба)
- Куда же дальше нас поведет волшебный сундучок?
Жили-были дед, да баба
Васька кот, собака Жучка
И непоседа внучка,
Был у них и огород,
Что там только не растет (Репка)
- Куда же нас дальше поведет волшебный сундучок?
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя.
- Долго мы с вами гуляли, побывали и в сказках и в волшебном лесу, пора домой возвращаться, для этого скажем волшебные слова.
Ну-ка за руки возьмитесь
Боком повернитесь
И все в группе очутитесь!
- Вам понравилось путешествовать по сказкам? (Да)
Воспитатель:
Жили-были старик и старуха
Любишь ты сказки?
Так слушай их ты,
Добрая сказка как хлеба краюха,
Теплая только, что из печи
Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Чтобы подкралась к самому сердцу,
И заронила зерно доброты.
|