Воспитатель Крюкова Любовь Геннадьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №29 С.КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Отраженье исчеснувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга…
Т. Л. Щепкина-Куперник
Детство –важный период в жизни человека. Заложенные в этот период образовательные, мировоззренческие, культурные, нравственные и физические приоритеты дадут старт в жизненный путь. Поэтому, в этот период необходимо больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Здесь большую роль играет искусство, художественное слово, постепенно воздействуя на разум и чувства ребёнка, развивают его эмоциональность и восприимчивость. Старый книжник Ненашев М. отмечал: «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». Книги развивают душу ребенка, учат быть милосердным и сострадать другим. Нам взрослым надо помочь, чтобы книга сала местом увлечения детей и осознать проблему чтения как общегосударственную задачу развития науки, культуры, благосостояния нации.
Художественное слово приводит к изменениям эмоциональной сферы ребенка, способствует проявлению живого отклика на события жизни, он видит события жизни и участвует в них, переживая за героев.
Книги подобранные для детей должны морально и нравственно правильно воздействовать на ребёнка, содержать художественную ценность. В. Г. Белинский выделял два основных требования к детской литературе: эстетическое и этическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он выступал против назойливого морализирования, «… художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою» -отмечал В. Г Белинский. Детская книга должна рассказывать о добре и зле, развивать чувства и нравственное сознание ребёнка, формировать у него правильное отношение к действительности.
В детском саду художественные произведения подобраны в соответствии с программой воспитания, в соответствии с возрастом ребенка. Педагог подбирает произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. И от содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые педагог решает на занятии. Эти произведения воспитывают у детей гражданские чувства, смелость, гордость за героические дела, совершаемые героями. Несомненно, что мы – воспитатели должны донести до сознания ребёнка основную идею произведения, задать соответствующие вопросы, которые должны быть лаконичными и конкретными. Беседуя с ребёнком, мы должны помочь, чтобы представление о герое приобрело определённое, живое содержание. Постепенно, представления полученные детьми из художественных произведений, переносятся в жизненный опыт.
Недавно в библиотеке я обратила внимание на книгу З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи..». Она четко говорит о работе с родителями, о том, что «.. главная работа родителей – скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях и способах приобщения ребёнка к книге». Главная задача воспитателей — убедить и просветить правильно родителей направить свои усилия на то, чтобы в детском сознании нашлось место чтению, обдумыванию того, что прочитал. Делать это надо каждый день не только в детском саду, но и дома. И как кстати Обращение ксоотечественникам Всероссийского конгресса в поддержку Чтения (проект). 7 сент. 2001 г. Москва: «Страна с нечитающим населением- это страна отверточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы», потому что, нечитающий человек не развивается не умеет думать и не использует опыт предшествующих поколений, не учится анализировать и правильно делать выводы.
Работаю в детском саду с 1984 года и вижу, как мало читают детям книг дома. В детском саду воспитатели придерживаются программы, проводят дни книг, различные мероприятия. А дома?. Дома родителям некогда. Они ссылаются на загруженность. Дети не умеют слушать и слышать. Приходится направить в работе всю свою находчивость и смекалку педагога, чтобы достичь результата. Но вот когда ребёнок видит телефон, это – да! Вспоминая своё детство, помню, что мама каждый день читала мне сказки или сочиняла сама. Тоже была занята – дети, хозяйство, огород…, не знаю, как, но находила время. Хочется дать понять родителям, что все проходит и духовные ценности с годами накопленные народом отходят о нас. Постарайтесь сделать так, чтобы сказка зазвучала в вашем доме, чтобы в тишине ваш ребенок сказал вам: «Мама, расскажи мне сказку!».
|