Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории: Варламова Лариса Владимировна Волгоград 2019 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 170 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Цель:
закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования на основе русской народной сказки.
Образовательные:
учить детей выстраивать с помощью схемы последовательность содержания сказки; совершенствовать математические знания посредством игровой деятельности и художественного слова; закреплять умения составлять предложения из нескольких слов; умение делить слова на слоги; учить детей отвечать полным предложением; активизировать словарь; умение рассуждать; закреплять полученные речевые, математические, познавательные навыки на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Развивающие:
развивать диалогическую, связную и разговорную речь, отвечая на вопросы (кто, что) и т.д.; память; логическое мышление; воображение; развивать умение пересказывать по памяти сюжет сказки; творческие способности детей; способствовать развитию речевого и артикуляционного аппарата; речевого дыхания и слухового внимания; формировать умение пользоваться высотой и силой голоса (по подражанию).
Воспитательные: воспитывать внимание, интерес к русским народным сказкам, умение следить за развитием действия в сказке, доводить начатое до конца.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Оборудование и материалы: магнитофон, картинки с животными, колокольчик, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Музыка.
Дети заходят в группу.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте подойдем к ним, пожмем им ручки, поздороваемся и подарим им свои улыбки.
А теперь ко мне идите,
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмем ладошки другу,
Побежит тепло по кругу.
Вот мы и поделились теплом и добром друг с другом и с нашими гостями.
Сегодня много у нас гостей и чтобы они нас услышали, нужно говорить громко, четко, внятно. Давайте подготовим наши язычки.
2. Скороговорка:
Ра-ра-ра — мы веселые с утра,
Ро-ро-ро — светит солнышко в окно,
Ру-ру-ру — я с ребятами дружу,
Ры-ры-ры — мы дружны и добры.
Ребята, а вы любите сказки?
Я тоже их очень люблю слушать и читать.
- Ребята, а хотите сегодня отправиться в сказочное путешествие?
Дети:
Да!
Воспитатель:
- А у меня есть волшебный колокольчик, который поможет нам попасть в сказку.
Но для этого нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: 1, 2, 3 – в сказку попади!
(Звенит колокольчик).
Открывайте глазки, мы с вами в сказке.
3. Дыхательная гимнастика. Музыка.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, как здесь красиво! Сколько здесь красивых цветов, разноцветных бабочек.
- Давайте вдохнем сказочный аромат!
4. Сюрпризный момент.
Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, что это?
-Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.
- Ребята, как в сказках называют лису?
(Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)
- А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса?
(у нее пушистый хвост)
5. Беседа.
Воспитатель:
- Давайте присядем на стульчики, и попытаемся описать нашу гостью.
- Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (Шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая).
-Хорошо, а что можно рассказать о мордочке лисы? (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).
- Саша расскажи нам о хвосте лисы, какой он? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).
-Соня, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).
- Эмилия, а лиса это, какое животное: домашнее или дикое? Чем она питается, расскажи? (Лиса дикое животное, живёт в лису, питается мышами, любит уточек и курочек).
-Вика, а что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?
(Лиса в сказках хитрая, обманщица).
-Ребята, а в каких сказках мы с вами встречали лису? Назовите их.
(Колобок, Теремок, Лисичка со скалочкой, Снегурушка и лиса, Лисичка-сестричка и серый волк, Кот, петух и лиса, Лиса и журавль и т.д.).
-Молодцы, ребята, много знаете сказок про лису, но наша Лиса прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика.
-Как называется эта сказка? (Заюшкина избушка).
6. Игра с загадками.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (зайка) покажи.
Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (медведь) как рычит?
«Ку-ка-ре-ку!» — кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух) как кричит — громко, тихо?
У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я? (собака) как лает?
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёжик) как пыхтит?
7. Игра «Назови ласково».
- Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, назовите их?
-А как вы думаете, все ли они герои сказки «Заюшкина избушка?»
- Кто здесь лишний? (Ёж)
8. Игра-слоги.
Воспитатель:
- А лисичка предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Посчитай в слове слог».
- Поиграем?
Воспитатель:
-Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?
-Тогда вставайте в круг и Лисичка с нами поиграет:
9. Физминутка. Музыка.
Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы,
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись как стрелки ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Мишка ноги.
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.
10. Моделирование сказки.
Воспитатель:
-Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.
- А прежде чем приступить к работе, давайте разомнём наши пальчики:
11. Пальчиковая гимнастика:
Жарким днём на водопой, звери шли лесной тропой,
За мамой лосихой, топал лосёнок,
За мамой лисицей, крался лисёнок,
За мамой ежихой, катился ежонок,
За мамой медведицей, шёл медвежонок,
За мамою белкой, скачут бельчата,
За мамой зайчихой, косые зайчата,
Волчиха вела за собою волчат, все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, Лисичка принесла нам карточки с кружочками и цифрами и просит вас, помочь ей вспомнить сказку "Заюшкина избушка".
- Мы с вами, знаем, что считать нужно слева направо от красной линии, покажите пальчиком.
- Расскажите, с чего начинается сказка? (Жили — были лиса и заяц).
- Правильно, а чем отличается лиса от других животных? (Острыми ушками и длинной мордочкой).
-Давайте, с помощью волшебных карандашей, на первом круге, под цифрой 1, покажем, что это лиса, нарисуем острые ушки и длинную мордочку.
- Соня, а что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки? (Длинные уши).
- Правильно, давайте на 2 круге, под цифрой 2, нарисуем нашему зайчику длинные ушки.
- Что же произошло дальше? (Прибежала собачка на помощь).
- А что отличает собачку в нашей сказке? (Хвост)
- Правильно, давайте дорисуем на 3 круге, под цифрой 3, нашей собаке хвост колечком.
- Расскажите сказку дальше. (Пришёл на помощь медведь).
- Что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? (Круглые ушки).
- Правильно, на 4 круге, под цифрой 4, нарисуем маленькие круглые ушки, это будет медведь.
- Продолжите сказку. (Пришёл петух).
- А что есть у петушка особенного? (Гребешок и клюв).
- Правильно, на 5 круге, под цифрой 5, мы нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.
- Чем же заканчивается сказка? (Петушок выгнал лису, и они стали жить вместе).
- Молодцы, ребята, помогли Лисичке вспомнить сказку и справиться с заданием.
- А Лисичка хитрая у нас и шепчет мне, что она подслушала на одном из занятий, как мы рассказывали эту сказку, и просит еще раз рассказать и показать для нее сказку "Заюшкина избушка". Покажем?
12. Инсценировка сказки.
Детям распределяют роли и маски.
Воспитатель:
-А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток. Сказка начинается.
Сказка по ролям.
13. Психогимнастика.
Игра "Дружба". Дети проговаривают вместе с воспитателем.
К тебе я обращаюсь, друг.
Вставай скорее с нами в круг!
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (приложить руки к губам)
Согреет всех своим теплом (приложить правую руку к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (вытянуть руки вперед)
Делится счастьем и добром (взяться за руки)
Молодцы! Как приятно чувствовать друг друга!
14. Подведение итогов.
Воспитатель:
-Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Я думаю и лисичке тоже. Чему она нас учит?
(Быть добрыми, помогать слабому, не обижать маленьких, беззащитных.)
Музыка.
Воспитатель:
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять,
Позовёт к себе ребят.
Наша лисонька опять,
Будет ждать к себе ребят.
До свидания лиса,
Всем ты просто хороша!
- А чтобы попасть нам в детский сад, давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 – мы в детском садике опять. (Звенит колокольчик).
- Открывайте глаза, мы опять с вами в саду, сегодня вы все были — молодцы!
- А лисонька оставила для вас раскраски с любимыми нашими сказками.
- Спасибо всем за внимание, а ребятам за старания!
|