ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА «СПЕКТР»
Подготовила Воспитатель Магомедова К.Г. Москва, 2018
Срок реализации: средней продолжительности (2 месяца: Сентябрь — Октябрь)
Вид проекта: творчески – информационный
Состав участников: дети, воспитатели
Взаимодействие: воспитатели, дети 4-5 лет
Скачать материалы к проекту
Цель проекта: Обобщать знания детей о декоративно — прикладном искусстве. Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами.
Гончарное ремесло- Гжель; ткачество, резьба по дереву – ложки; ремесло –Пекарь.
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
- Познакомить детей с профессией «Пекарь» с видам хлебобулочных изделий…
- Познакомить детей с профессией «Ткачи»
- Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Закрепить умение сочетать движения и речь.
- Учить видеть красоту и своеобразие хохломской, гжельской росписи.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Учить наблюдать за живой природой.
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
- Воспитывать патриотизм дошкольников через приобщение к истокам народной культуры.
- Воспитывать любознательность.
- Развитие познавательной активности детей.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
- Активизировать словарь: «золотая Хохлома», гжель, пекарня, каравай, ярмарка, ткачи, пряжа, ткань, коробейник.
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Схема реализации проекта:
Познавательное развитие
Беседы: «Россия моя мастеровая», «Путешествие к мастерам Хохломы», «Гжельская посуда», «В гости к Пекарю»
Цель: познакомить с историей возникновения промыслов, воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Где мое место?»
Речевое развитие
Работа по активизации словаря: золотая Хохлома, Дымка, Гжель, ярмарка, коробейник.
Чтение: «Откуда пришел хлеб» М. Смирнов «Дымка», «Красная девица»; А. Дьяков «веселая дымка»; В. Гаврилов «Водонска», «Индюк»; П. Синявский «Хохломская роспись»; Ю. Николаев «Чаша»; В. Набоков «Хохлома»; Н. Бедник «Хохлома» (чтение отрывков из книги); Л. Яхнин «Веселое слово Хохлома».
Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве.
Отгадывание загадок.
Художественно-эстетическое развитие
Коллективная работа рисование- роспись хлебобулочных изделий.
Мастер-класс с родителями «Лепка хлебобулочных изделий» из папье-маше.
Аппликация «Узоры на ложках»
Раскраски «Золотая Хохлома», «Гжель», «Дымка».
Дидактические игры: «Продолжи рисунок», «Найди пару», «Создай свой рисунок», «Слепи свою тарелочку».
Физическое развитие
Калейдоскоп русских народных игр: «Жмурки», «У медведя во бору», «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота».
Социально-коммуникативное развитие
Беседа: «Откуда пришел хлеб»
В. Приходько «Дом зерна»
В. Дацкевич «От зерна до каравая»
Настольные игры: «Профессии», «Кому что надо».
Репортаж с ярмарки народных ремесел
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Открывается народное гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка ждет!
НА ЯРМАРКУ! НА ЯРМАРКУ!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Такими словами зазывали дети старшей группы гостей на ярмарку народных мастеров.
- Что же такое ярмарка?
- Это там, где все покупают, где все продают, веселятся, — отвечают дети на вопрос воспитателей.
В старину на Руси ярмарки бывали несколько раз в году, торговали там всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова – то телегами. В больших городах торги собирали огромное число народу. Были здесь продавцы и покупатели.
Народ приходил на ярмарку не только что-то купить, но и повеселиться, людей посмотреть, да и себя показать. Поэтому надевали на ярмарку все самое лучшее.
Вот и наша ребятня принарядилась: мальчишки в народных рубахах, девчонки – в русских сарафанах, одна краше и красивее другой.
А по торговой площади расхаживают коробейники, наперебой предлагающие свой товар: карамельки и леденцы, мармелад и шоколад, сушки и бублики, горячие пирожки. И, конечно же, девицам-красавицам невозможно пройти мимо коробейников, на лотках которых «ленточки атласные, все по цвету разные, булавки, иголки, в прическу приколки, румяна и помада».
Велика Россия наша
И талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Дымковские, городецкие, хохломские, гжельские, богородские мастера привезли на нашу ярмарку свой товар. Покупатели прохаживаются между лотками с товаром, присматриваются, прицениваются, торгуются, покупают.
И какая ярмарка может обойтись без веселых скоморохов и Петрушки.
И у нас тоже на ярмарке был Петрушка, он развлекал и веселил ярмарочный народ. Дети с большим удовольствием с Петрушкой поиграли, да и свое умение показали: спели и сплясали.
А еще на ярмарку ребята принесли свой товар: забавных кукол и лошадок, которых они смастерили сами.
Ожидаемые результаты проекта:
Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: хохломской, гжельской росписи.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный. (1неделя)
- Введение детей в игровую ситуацию.
- Формулирование проблемы.
- Определение целей и задач.
- Определение с продуктом проекта
- Организация деятельности детей.
- Консультация для родителей (папка-раскладушка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
- Объединение в рабочие группы (хохлома, гжель,).
- Распределение ролей.
- Подготовка костюмов.
- Подбор стихотворений.
- этап. Практическая деятельность. (3 недели)
- Непосредственная работа с детьми.
- Направление и контроль осуществление задуманного.
- Упражняемся применять в работе иллюстрации.
- Работа над поделками.
- В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
- этап. Презентация. (2 недели)
- Презентация проекта «Приходите в гости к нам на ярмарку».
- Проведение музыкального развлечения, показ профессии -Пекарь для детей других групп.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка хлебобулочных изделий
- Открытое мероприятие
Список используемой литературы
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1992.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Дорожин Ю.Г. Дымковская игрушка. – М.: 2000.
- Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель. – М.: 2000.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества6 Книга для педагогов дошкольных учреждений/Т. С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995.
- Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: академия развития, 2003.
- Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет / Авт. -сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Тимофеевский А.П. Богородская игрушка. – М.: Издательство «Малыш», 1987.
- Яхнин Л.Л. Веселое слово Хохлома. – М.: Издательство «Малыш», 1987.
|