«Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним старые обычаи, Вспомним нашу старину».
Бежит время, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды.
В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачин, дает возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.
Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим «зазывалочку»:
«Кто будет играть в интересную игру?
А в какую – не скажу! А потом не примем, За уши поднимем. Уши будут красные,
До того прекрасные».
В какие игры играли наши бабушки, у которых было всего-то порой – тряпичный мячик, да наскоро отрубленные деревянные чурбанчики? А игры были одна другой интереснее.
Подвижные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психологические качества.
Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов способствует тренировке функций головного мозга, что создает предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Игры необходимо подбирать с учетом возраста детей, при этом необходимо учитывать разную степень подвижности детей в игре (игры с малой, средней и большой подвижностью). Игры включают разные виды движений (бег, ходьба, прыжки и т.д.) и содержат интересные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры: «Заря – зарница», «Царевич Королевич», «Хромая лиса», «Конь – вороной», «Капуста».
Например, русская народная игра «Шишки, белочки, орешки».
Все дети встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо».
Между собой они договариваются: кто будет «белкой», кто «орехом», кто «шишкой». По считалке выбирается водящий, гнезда у него нет. Водящий дает команду «белки!». Все «белки» оставляют свои гнезда: перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь «белкой». Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если водящий дает команду «орехи!», то местами меняются орехи, и водящий, занявший место в гнезде, становится «орехом». Водящим может быть подана команда «белки, шишки, орехи!», и тогда меняются местами все сразу.
Играя с детьми в русские народные игры, использую игровые общеразвивающие упражнения в стихотворной форме:
«Чтоб до зайки нам дойти
Надо мостик перейти. (Ходьба боком по скамейке)
Здесь детишкам не пройти,
Здесь придется проползти (Подлезание под дуги)
А теперь ручеек,
Перепрыгни-ка, дружок. (Перепрыгивание)
Шишка выросла на ветке
Не достать ее и белке.
Кто же сможет из ребят
Эти шишечки достать?». (Прыжки в высоту)
Педагог:
«Вот и зайка к нам идет,
Он нас лапкою зовет.
Бедный заинька чихает,
Как поправиться – не знает.
Лекарство для тебя найдем,
Мы носик лапкой потрем».
Дети делают массаж носа (по китайской медицине), укрепляющий иммунитет к заболеваниям верхних дыхательных путей: потереть указательные пальцы и массировать ими ноздри сверху вниз и снизу вверх (10-20 раз).
Педагог:
«Вот и поправился наш зайка.
Он ребятам очень рад,
Приглашает поиграть».
Предлагаю детям игру «Зайцы и волк».
Педагог:
«Мы все весело играли
Мы все дружно зайке помогали.
Лекарство для него нашли,
Массаж носика провели.
Пришло время расставаться,
Все мы с зайчиком прощаемся.
До свиданья, не болей.
В игры разные играй,
Бегай, прыгай, не скучай!
До свиданья, говорим!».
Очень любят играть дети в другую русскую народную игру «Бабка Ёжка».
В середину круга встает водящий – Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
«Бабка Ёжка,
Костяная Ножка.
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
-У меня нога болит.
Пошла она на улицу
- Раздавила курицу.
Пошла на базар
- Раздавила самовар».
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
После игры предлагаю детям вместе с Бабой Ёжкой «Гимнастику для стоп».
Давайте дети научим Бабу Ягу ухаживать за своими ногами: мыть ноги каждый вечер перед сном и обязательно делать гимнастику для ног.
«По таинственной дороге
Шли таинственные ноги. (Ходьба на носках, сохраняя осанку)
По большой дороге
Шагали наши ноги. (Ходьба на месте, не отрывая носки от пола)
По пыльной дорожке
Шагали наши ножки. (Перекаты с носка на пятку, стоя на месте)
А маленькие ножки
Бежали по дорожке. (Ходьба с высоким поднятием ног, согнутых в коленке)
На узенькой дорожке
Устали наши ножки. (Ходьба со сведенными носками ног)
Устали ножки
Шли по дорожке. (Ходьба с перекатом с пятки на носок)
На камушек мы сели,
Сели, посидели… (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая
пяток от пола)
Ножки отдыхают,
Мышцы расслабляют». (Погладить мышцы ног и ступни).
После игры, обязательно похвалите детей за помощь, за внимание к здоровью Бабы Яги.
После гимнастики провожу релаксацию «Волшебный сон».
Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам отдохнуть. Вы ляжете на мягком, красивом волшебном коврике. Вокруг все тихо и спокойно. Вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.
«Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышим легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают… (поглаживание детей)
Ножки тоже отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко…ровно…глубоко.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать».
Использую в работе сюжетные комплексы (народные игры + оздоровительные гимнастики + релаксации + пальчиковые игры + общеразвивающие упражнения в стихотворной форме и т.д.).
Проводя массаж носа (по китайской медицине), укрепляем иммунитет к заболеваниям верхних дыхательных путей. Массаж стоп улучшает питание тканей, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В своей работе по оздоравливанию детей в детском саду использую методики дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева. Данный метод физической реабилитации детей страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Методики, направленные на профилактику ОРЗ массаж биологически активных зон (по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами с детьми часто болеющими. Провожу после дневного сна массаж активных жизненных точек: повышает свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани и т.д. Во время массажа организм ребенка вырабатывает свои собственные лекарства (интерферон). Использование метода А.А. Уманской показало значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ в нашей группе. Провожу индивидуальную работу с детьми часто болеющими. Упражнения дыхательной гимнастики «Часики», «Трубочка», «Насос», «На турнике», «Вырасти большой» и т.д. Закаливание водой, воздухом и солнцем – один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ. В программе «Зеленый огонек здоровья» предложен большой выбор закаливающих методов. Методики, направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата: элементы хатха – йоги — система воспитания здорового тела и здоровой психики посредством физических упражнений, релаксации. Использую упражнения, направленные на улучшение осанки и развития гибкости. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка (массаж спины «Бом – бом», массаж ног «Как на тоненький ледок»).
Методика, направленная на развитие речевого дыхания:
Логоритмика – комплексная методика, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации внимания и памяти.
Пальчиковые игры «Теремок», «Снеговик», «Считалки» использую в своей работе. Как известно, правое полушарие головного мозга отвечает за образное восприятие, а левое – за аналитическое мышление. Выполнение кинезиологических упражнений способствует формированию речевых областей в обоих полушариях мозга.
Методы, направленные на коррекцию психического состояния: это коммуникативные игры (по К.Орфу, Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка. Например: психогимнастический этюд «Смелый заяц».
Музыкотерапия (О. А. Машкову) эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов.
Методика, направленная на коррекцию зрения (У. Бейтса). Цель метода – достижение прежде всего состояния покоя и расслабления психики, а затем уже глаз (упражнения «Лиса», «Снежинка», «Самолет»).
Методики, направленные на развитие двигательной активности, использование ритмической гимнастики. В работе использую пособие «Детская аэробика С.В. Колесниковой и Е.Железнова «Двигательные игры под музыку».
Методы оздоравливания окружающей среды: цветотерапия (по Э.М. Гейлу). Правильно подобранная цветовая гамма помогает создавать хорошее настроение и повышает работоспособность человека.
Целью проведения народных игр в сюжетном комплексе с оздоровительными методиками в игровой форме, показала результативность в снижении заболеваемости ОРВИ и ГРИПП в группе. Значит, эффективность работы есть.
Используя в работе с детьми разные методики, мы педагоги создаем систему оздоровительных игровых упражнений.
Задачи: формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности; оздоравливание организма посредством приобретения навыка правильного дыхания; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний; осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков; формирование привычки к здоровому образу жизни.
А главной целью в своей работе, я считаю – это создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья детей и здоровья окружающих людей. Хотелось бы в заключении сказать такие замечательные слова:
«Если денег накопить,
Можно многое купить:
Дом, машину, самолет,
Но нельзя купить здоровье
И не спрятать в кошелек».
Поэтому я считаю, что одной из основных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является воспитание здорового подрастающего поколения.
Надеюсь, что предоставленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе.
|