Михайлюта Наталья Петровна. Влияние русских народных игр на оздоравливание детей в детском саду

Влияние русских народных игр на оздоравливание детей в детском саду

«Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину».

Бежит время, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды.

В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачин, дает возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим «зазывалочку»:

 

«Кто будет играть в интересную игру?

А в какую – не скажу!
А потом не примем,
За уши поднимем.
Уши будут красные,

До того прекрасные».

В какие игры играли наши бабушки, у которых было всего-то порой – тряпичный мячик, да наскоро отрубленные деревянные чурбанчики? А игры были одна другой интереснее.

Подвижные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психологические качества.

Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов способствует тренировке функций головного мозга, что создает предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Игры необходимо подбирать с учетом возраста детей, при этом необходимо учитывать разную степень подвижности детей в игре (игры с малой, средней и большой подвижностью). Игры включают разные виды движений (бег, ходьба, прыжки и т.д.) и содержат интересные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры: «Заря – зарница», «Царевич Королевич», «Хромая лиса», «Конь – вороной», «Капуста».

Например, русская народная игра «Шишки, белочки, орешки».

Все дети встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо».

Между собой они договариваются: кто будет «белкой», кто «орехом», кто «шишкой». По считалке выбирается водящий, гнезда у него нет. Водящий дает команду «белки!». Все «белки» оставляют свои гнезда: перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь «белкой». Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если водящий дает команду «орехи!», то местами меняются орехи, и водящий, занявший место в гнезде, становится «орехом». Водящим может быть подана команда «белки, шишки, орехи!», и тогда меняются местами все сразу.

Играя с детьми в русские народные игры, использую игровые общеразвивающие упражнения в стихотворной форме:

«Чтоб до зайки нам дойти

Надо мостик перейти. (Ходьба боком по скамейке)

Здесь детишкам не пройти,

Здесь придется проползти (Подлезание под дуги)

А теперь ручеек,

Перепрыгни-ка, дружок. (Перепрыгивание)

Шишка выросла на ветке

Не достать ее и белке.

Кто же сможет из ребят

Эти шишечки достать?». (Прыжки в высоту)

Педагог:

«Вот и зайка к нам идет,

Он нас лапкою зовет.

Бедный заинька чихает,

Как поправиться – не знает.

Лекарство для тебя найдем,

Мы носик лапкой потрем».

Дети делают массаж носа (по китайской медицине), укрепляющий иммунитет к заболеваниям верхних дыхательных путей: потереть указательные пальцы и массировать ими ноздри сверху вниз и снизу вверх (10-20 раз).

Педагог:

«Вот и поправился наш зайка.

Он ребятам очень рад,

Приглашает поиграть».

Предлагаю детям игру «Зайцы и волк».

Педагог:

«Мы все весело играли

Мы все дружно зайке помогали.

Лекарство для него нашли,

Массаж носика провели.

Пришло время расставаться,

Все мы с зайчиком прощаемся.

До свиданья, не болей.

В игры разные играй,

Бегай, прыгай, не скучай!

До свиданья, говорим!».

Очень любят играть дети в другую русскую народную игру «Бабка Ёжка».

В середину круга встает водящий – Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

«Бабка Ёжка,

Костяная Ножка.

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

-У меня нога болит.

Пошла она на улицу

- Раздавила курицу.

Пошла на базар

- Раздавила самовар».

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

После игры предлагаю детям вместе с Бабой Ёжкой «Гимнастику для стоп».

Давайте дети научим Бабу Ягу ухаживать за своими ногами: мыть ноги каждый вечер перед сном и обязательно делать гимнастику для ног.

«По таинственной дороге

Шли таинственные ноги. (Ходьба на носках, сохраняя осанку)

По большой дороге

Шагали наши ноги. (Ходьба на месте, не отрывая носки от пола)

По пыльной дорожке

Шагали наши ножки. (Перекаты с носка на пятку, стоя на месте)

А маленькие ножки

Бежали по дорожке. (Ходьба с высоким поднятием ног, согнутых в коленке)

На узенькой дорожке

Устали наши ножки. (Ходьба со сведенными носками ног)

Устали ножки

Шли по дорожке. (Ходьба с перекатом с пятки на носок)

На камушек мы сели,

Сели, посидели… (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая

пяток от пола)

Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют». (Погладить мышцы ног и ступни).

После игры, обязательно похвалите детей за помощь, за внимание к здоровью Бабы Яги.

После гимнастики провожу релаксацию «Волшебный сон».

Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам отдохнуть. Вы ляжете на мягком, красивом волшебном коврике. Вокруг все тихо и спокойно. Вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

«Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают… (поглаживание детей)

Ножки тоже отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко…ровно…глубоко.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать».

Использую в работе сюжетные комплексы (народные игры + оздоровительные гимнастики + релаксации + пальчиковые игры + общеразвивающие упражнения в стихотворной форме и т.д.).

Проводя массаж носа (по китайской медицине), укрепляем иммунитет к заболеваниям верхних дыхательных путей. Массаж стоп улучшает питание тканей, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В своей работе по оздоравливанию детей в детском саду использую методики дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева. Данный метод физической реабилитации детей страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Методики, направленные на профилактику ОРЗ массаж биологически активных зон (по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами с детьми часто болеющими. Провожу после дневного сна массаж активных жизненных точек: повышает свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани и т.д. Во время массажа организм ребенка вырабатывает свои собственные лекарства (интерферон). Использование метода А.А. Уманской показало значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ в нашей группе. Провожу индивидуальную работу с детьми часто болеющими. Упражнения дыхательной гимнастики «Часики», «Трубочка», «Насос», «На турнике», «Вырасти большой» и т.д. Закаливание водой, воздухом и солнцем – один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ. В программе «Зеленый огонек здоровья» предложен большой выбор закаливающих методов. Методики, направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата: элементы хатха – йоги — система воспитания здорового тела и здоровой психики посредством физических упражнений, релаксации. Использую упражнения, направленные на улучшение осанки и развития гибкости. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка (массаж спины «Бом – бом», массаж ног «Как на тоненький ледок»).

Методика, направленная на развитие речевого дыхания:

Логоритмика – комплексная методика, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации внимания и памяти.

Пальчиковые игры «Теремок», «Снеговик», «Считалки» использую в своей работе. Как известно, правое полушарие головного мозга отвечает за образное восприятие, а левое – за аналитическое мышление. Выполнение кинезиологических упражнений способствует формированию речевых областей в обоих полушариях мозга.

Методы, направленные на коррекцию психического состояния: это коммуникативные игры (по К.Орфу, Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка. Например: психогимнастический этюд «Смелый заяц».

Музыкотерапия (О. А. Машкову) эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов.

Методика, направленная на коррекцию зрения (У. Бейтса). Цель метода – достижение прежде всего состояния покоя и расслабления психики, а затем уже глаз (упражнения «Лиса», «Снежинка», «Самолет»).

Методики, направленные на развитие двигательной активности, использование ритмической гимнастики. В работе использую пособие «Детская аэробика С.В. Колесниковой и Е.Железнова «Двигательные игры под музыку».

Методы оздоравливания окружающей среды: цветотерапия (по Э.М. Гейлу). Правильно подобранная цветовая гамма помогает создавать хорошее настроение и повышает работоспособность человека.

Целью проведения народных игр в сюжетном комплексе с оздоровительными методиками в игровой форме, показала результативность в снижении заболеваемости ОРВИ и ГРИПП в группе. Значит, эффективность работы есть.

Используя в работе с детьми разные методики, мы педагоги создаем систему оздоровительных игровых упражнений.

Задачи: формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности; оздоравливание организма посредством приобретения навыка правильного дыхания; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний; осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков; формирование привычки к здоровому образу жизни.

А главной целью в своей работе, я считаю – это создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья детей и здоровья окружающих людей. Хотелось бы в заключении сказать такие замечательные слова:

«Если денег накопить,

Можно многое купить:

Дом, машину, самолет,

Но нельзя купить здоровье

И не спрятать в кошелек».

Поэтому я считаю, что одной из основных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является воспитание здорового подрастающего поколения.

Надеюсь, что предоставленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе.

Просмотров: 447
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Балова Ольга Ивановна. Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь