Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;
- расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;
- расширять словарный запас: оберег, кукла-закрутка
- воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев;
- развивать воображение, художественный вкус;
- воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании песни; владеет навыками самообслуживания; активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: корзина, платок, звукозапись, декорация леса, речки, моста, русская изба, дымковская, филимоновская игрушки, матрёшки. Контурные бумажные изображения дымковских игрушек. Бумажные разрезанные филимоновские игрушки. Куклы тряпичные (пеленашка, закрутки). Набор для продуктивной деятельности.
Ход образовательной деятельности детей
Дети стоят в кругу в группе. Приходит Снеговик (ребёнок из другой группы) заносит корзину.
С: Здравствуйте, ребята. Вот шёл по лесу, увидел корзину. Вы не знаете, чья она?
В: Как вы думаете, кому она принадлежит? (ответы)
С: Вижу, что вы ребята добрые. Я оставлю корзину вам, думаю, вы найдёте её хозяина. А мне пора. До свидания!
В: Открывать её мы не будем, вдруг нельзя! Но как же нам узнать, чья она? (ответы, предположения детей)
Звучит запись: Внимание, внимание! Утеряна ценная корзина. Нашедших просьба вернуть мастерице Варваре.
В: Нужно вернуть нам эту корзину хозяйке. Вы согласны отправиться со мной в путь? Дорога будет не лёгкая, пойдём пешком. Если вы согласны тогда одеваемся потеплее: сапоги, шубу, шапку, варежки и в путь. (В приёмной идут через лес, в коридоре через речку, по сугробам. Возле зала читают «Мастерица Варвара»).
В: как вы думаете сюда нам или нет? Нужно постучаться.
Мастерица: (В народном костюме). Здравствуйте! Проходите. (встают в круг)
Д: Здравствуйте, вы корзину не теряли?
Мастерица: Вы нашли мою корзину? Вот спасибо вам большое это очень ценная корзина для меня. В этой корзине игрушки, да не простые, а народные игрушки. Я собирала эти игрушки со всех знаменитых мастерских для ярмарки и где то её забыла. Хорошо, что вы её нашли.
В: Нам её принёс Снеговик.
Мастерица: Снеговик знал, что дети не оставят человека в беде и всегда помогут.
Если вы хотите я вам расскажу об этих игрушках? Проходите в дом, раздевайтесь, присаживайтесь по удобнее (все садятся на скамейки).
Мастерица: (достает первую игрушку дымковскую) Вот эту игрушку кто узнал? Правильно мне её подарили в селе Дымково. Там народные умельцы делают дымковские игрушки. Посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый. Вы с этими игрушками уже хорошо знакомы.
У этих игрушек, У этих зверюшек, Веселая, яркая гамма цветов А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек, И разных кружков.
Мастерица: А из чего сделаны дымковские игрушки? (Они сделаны из глины). Игрушки -то мои не все успели выбрать себе наряд на ярмарку. Поможете им? Нужно будет, используя элементы дымковской росписи, украсить игрушки. (Мастерица достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и линиями на столах по подгруппам).
Мастерица: вот спасибо вам за помощь. Присаживайтесь на лавочки. (Достаёт следующую игрушку и показывает). Кто узнал эту игрушку?
Д: Это филимоновская игрушка. Филимоновская игрушка – русский художественный промысел, который возродился в Тульской области. Свое название филимоновская игрушка получила от деревни Филимоново, где жили мастерицы. Делают игрушки из глины. Лепят из неё барышень, птиц, коней, свистульки и прочих зверушек.
Мастерица: какие цвета используются для раскрашивания игрушки?
Д: красный, желтый, зеленый
Мастерица: некоторые игрушки у меня разбились, вы не могли бы мне помочь их собрать?
(игра «Собери картинку». На столах дети по подгруппам собирают пазлы)
Мастерица: Спасибо вам большое. Давайте встанем в круг. (показывает следующую игрушку). Вы её узнали?
Д: Это семёновская матрёшка.
Мастерица: Кто расскажет про неё.
Д: Матрёшка – наш национальный сувенир. Появилась она более 100 лет назад. Русский мастер Звёздочкин вырезал из дерева фигурку, а художник Малютин придумал интересную роспись куклы: девушка в русском платке с цветами, сарафане и переднике. Название «Матрешка» произошла от популярного на Руси имени Матрена, которое образовалось от слова «Мать». Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Мастерица: Давайте мы с ней станцуем.
Музыкальная разминка «Матрешки».
(Дети выполняют движения, соответствующие тесту).
Мы — Матрешки, вот какие крошки, 2 раза
Как – у нас, как у нас чистые ладошки. 2 раза
Мы — Матрешки, вот какие крошки, 2 раза
Как – у нас, как у нас – красные сапожки. 2 раза
Мы — Матрешки, вот какие крошки, 2 раза
Посмотрите- ка на нас, вот как пляшут ножки. 2 раза
(дети садятся на лавочки)
Мастерица: Посмотрите, какая у меня ещё есть кукла. Она досталась мне от моей бабушки.
(Достает куклу-закрутку из корзины). Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. А вы знаете, что такое оберег? (Ответы детей). Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Самую первую куклу – пеленашку (показ), мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – закрутку. А вы хотите научиться делать такую куклу, чтобы вас и ваших родных она оберегала? (Ответы детей)
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать.
Мастерица: Проходите за столы и рассаживайтесь. (Дети проходят садятся за столы).
На столах есть план-схема изготовления этой игрушки.
Рис. 1. Для изготовления туловища куклы берём плотную ткань делаем плотную скрутку-рулик. Это будет туловище нашей куклы. Примерно на уровне шеи и также на уровне пояса перевязываем скрутку (нитью или верёвочкой).
Рис. 2. Теперь формируем голову и руки. Берем примерно такой же по размеру квадратик белой ткани, чтобы кукла была белолицей. Накрываем скрутку белой тканью и формируем голову. Перевязываем ниткой на уровне шеи. Нужно расправить ткань, определить перед куклы, убрать лишние складочки назад, округлив голову.
Рис. 3. Формируем руки куклы. Противоположные свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук (чтобы они получились одинаковой длины) и лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, формируя ладошки.
Рис. 4. Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спинке) подвязываем на поясе куклы, заодно расправляя руки (можно сделать так, что они будут раскинуты, или слегка опущены книзу).
Рис. 5-6-7. Куклу можно нарядить по-разному. На рисунке показано, как повязать юбку. Она вяжется навыворот нитью, потом опускается вниз, затем нужно красиво расправить складки. Привязываем передник, также навыворот.
(под музыку дети работают самостоятельно)
Итог: (дети выходят в центр делают круг).
Мастерица: Как мы назовем нашу куклу? (дети дают имя кукле)
– Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу?
Д: Потому что это оберег.
Мастерица: Эту куклу вы можете забрать домой и пусть она каждый день приносит вам и вашим близким радость, здоровье и хорошее настроение.
Мастерица: Какие игрушки вы мне сегодня принесли?
Д: Мы принесли народные игрушки: глиняные дымковские, филимоновские. Семёновскую деревянную матрёшку.
Мастерица: А вот эти куклы подарите нашим гостям, пусть они оберегают всех. (Мастерица дает из корзины готовые куклы некоторым детям)
Мастерица:
На прощанье в этот час. Поблагодарить хочу я вас. Всем спасибо за терпенье, За улыбки, за веселье.
Одевайтесь и отправляйтесь в путь домой. До свидания!
(дети уходят в группу)
|