(народные промыслы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 60» г. о. НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Воспитатель: Поситнева С. В.
Цель:
- Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы;
- закреплять знания о городецкой, дымковской, гжельской, росписях. А также закреплять знания о кабардинском и балкарском орнаментах. Закреплять знания об особенностях национального орнамента.
- закреплять умения расписывать, располагать узор на изделии
- согласовывать относительные прилагательные с существительными
- развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров
- закреплять умения детей рисовать различные виды орнамента.
Скачать конспект
Ход занятия: В группе организована выставка изделий народно-прикладного искусства. Изделия изготовлены детьми старшей группы и их родителями.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами не обычное мероприятие. Посмотрите, сколько изделий народного искусства мы видим. Внимательно рассмотрите их? По мотивам, каких народных росписей выполнены изделия? А кто догадался, как эти изделия можно назвать?
Дети: Декоративно-прикладное искусство!
Воспитатель: А чтобы нам было все хорошо видно, и слышно давайте присядем.
Часть детей садится на стульчики, а дети и их родители, готовившие презентации проходят на свои места.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о народно-прикладном искусстве. Рассматривали изделия народных мастеров и сами их изготовляли. И сейчас, наши ребята хотят поделиться своими знаниями.
1 Ребенок: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село-Дымково. (На экране появляется картинка с изображением села). Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и прозвали это село Дымково.
Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить яркие, красочные игрушки, свистульки (на экране картинки с изображениями изделий дымковских мастеров). Много их наделали за долгую зиму. А когда поднимается в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносят свои игрушки, и ну свистеть — зиму прогонять, весну звать.
Родитель: Для росписи игрушек мастера выбирают очень яркие цвета. Все они очень нарядные и праздничные. Узоры на игрушках представляют собой геометрические фигуры – клетки, полоски, круги, точки. Летом мастера заготавливали глину, осенними и зимними вечерами лепили, раскрашивали, а весной отвозили в город на ярмарку. Ребенок, обращает внимание детей, на изготовленные изделия. Все представленные изделия, изготовлены по мотивам дымковского орнамента.
2 ребенок: Вот индюк нарядный, Весь такой он складный! У большого индюка Все исписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост, У него совсем не прост! Точно солнечный цветок Высокий гребешок.
Красной краскою горя Как корона у цветка!
(На экране картинка индюка расписанного дымковской росписью).
Воспитатель: На ярмарке люди очень любили петь и танцевать. Давайте и мы споем весеннюю песенку.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите что это за изделия, раскрашенные в белом и голубом цвете?
1 Ребенок: Синяя сказка – глазам загляденье Словно весною капель! Ласка, забота, тепло и терпенье Русская звонкая гжель
Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах. Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в белых тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия. Местность, где производили гжель, тоже стали называть – Гжелью. (На экране картинки посуды расписанной гжельской росписью).
2 ребенок: Если в Гжели вы бывали, то посуду там видели.
Что за синие просторы?
И картинки и узоры?
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые изделия изготовленные детьми здесь представлены!
А в деревне Володино берет свое начало еще одна роспись. И называется она – Городецкой. Посмотрите, какие яркие цвета использовали наши мастера при раскрашивании своих изделий!
1 ребенок: Если взглянешь на дощечки Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит Вся земля вокруг дрожит. Птицы яркие летают И кувшинки расцветают!
Родитель: (На экране фрагменты городецкой росписи).
Городецкая роспись – русский народный промысел. Городецкие мастера очень любят цветочные мотивы. На их изделиях распускаются удивительные цветы. Изделия городецких мастеров украшают «розаны» и «купавки». Также мастера любят использовать образы сказочных птиц и коней. Птицы на Руси были символом добра, а конь – символом благополучия. В росписи используются яркие цвета: желтый, красный, синий, черный. Часто мастера наносят на цветы белую «оживку».
Воспитатель: А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки, которые помогают в труде. Я начну пословицу, а вы продолжите.
Что посеешь – то и пожнешь. Не будет скуки, когда заняты руки. Птицу узнают в полете, а человека в работе. Дело мастера боится.
Упорство и труд, все перетрут. Труд человека кормит, а лень портит. Каков мастер – такова и работа. Кончил дело – гуляй смело.
У лентяя — Федорки, всегда отговорки. Делу время – потехе час.
Воспитатель: А здесь что вы приготовили? (Звучит национальная кабардинская музыка).
Родитель: Кабардинское и балкарское декоративное искусство возникло в далеком прошлом, и было широко распространено. Многие его ремесла дошли и до наших дней, и находят возможности для своего развития и ныне. К числу основных видов народного декоративного искусства следует отнести:
- художественную обработку металла
- обработку дерева
- резьбу по камню
- вязание на спицах.
Ребенок: В кабардинском орнаменте, в основном используются такие цвета — черный, белый, темно-красный, синий.
В балкарском орнаменте используются более яркие цвета: оранжевый, красный, желтый, зеленый.
Существуют знаки-символы, которые используют кабардинские и балкарские народы в декоративно-прикладном искусстве.
Дети исполняют кабардинский танец — «Девичий».
Воспитатель: Ну, какие же у вас получились красивые изделия! Здесь и дощечки, и тарелочки, чайнички, игрушки. А на ярмарке принято продавать свой товар. А чтобы его захотели купить, товар надо расхвалить. Итак. У нас начинается ярмарка.
1 Ребенок: К нам сюда скорей бегите! Заходи честной народ! Веселее, не зевайте! Всех вас ярмарка зовет!
Ярмарка, Ярмарка! Кто на ярмарку придет Что захочет – все найдет! 2 ребенок: Подходите гости дорогие,
Подходи честной народ Здесь у нас за копейку Можно все купить! Яркие уборы, игрушки, погремушки.
Ну и что тут толковать? Пора товары разбирать!
Дети предлагают свои товары.
1ребенок: Это индюк, он сделан из глины. Расписан индюк дымковской росписью. Дымковская роспись имеет свой орнамент, состоящий из пяти элементов: кругов, прямых и волнистых линий, точек-горошин и клеток. У индюка яркие, насыщенные цвета – красный, голубой, зеленый, желтый. Хвост, окрашен волнистыми линиями, листьями. (Ребенок демонстрирует игрушку, которую изготовил).
2 ребенок: Это ваза, она сделана из дерева, она деревянная. Гжельская роспись имеет только белый и голубой цвета. На вазе мы видим орнамент из голубых цветов и листьев.
3 ребенок: Это дощечка для резки продуктов. Она деревянная и расписана городецкой росписью. На ней имеются такие элементы как «ромашка», «листья». В середине изображен конь. Здесь использованы красные, синие, белые цвета.
4ребенок: А вот посуда расписная Была у царя такая! Да вся побилась, А наша не бьется! Из нее ничего не прольется.
Щи из нее вкусней Да и каша добрей!
5ребенок: Не товар, а сущий клад! Разбирайте нарасхват! Давай подходи И других приводи!
6 ребенок: Весь товар у нас на славу Потрудились мы не зря Вот, конфеты получите И спасибо, вам, друзья!
Воспитатель: На ярмарке народ всегда пел, шутил, веселился, танцевал. И наши дети тоже хотят исполнить танец.
Танец «Василек»
А вы, гости, не сидите, а попробуйте наши угощения!
Работы детей в ходе проекта.
|