Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик» Иркутская область, г. Усть-Илимск педагог-психолог Селищева Татьяна Викторовна
Дошкольный возраст — это период активного познания смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира.
Рассматривая дошкольный период развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень социально-личностного развития.
В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в детском саду №25 «Зайчик» на первое место выдвигается становление личности ребенка, раскрытие его внутреннего потенциала, развитие индивидуальности. Поэтому огромное значение придается качественной психологической диагностике структуры личности и её составляющих познавательной, эмоциональной и поведенческой, которые свидетельствуют о незрелости социально-личностного компонента у детей с ЗПР и требуют своевременной коррекции эмоционально-поведенческой сферы и межличностного общения, без которых невозможно полноценное личностное развитие ребенка с ЗПР.
Опираясь на результаты практических наблюдений за эмоционально-поведенческими проявлениями детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности с помощью опросника А.Романова «Ребенок глазами взрослого» можно наблюдать часто выраженные ситуационно-личностные реакции, которые отмечаются у 59% детей и обусловлены рядом актуальных проблем:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» свое состояние;
б) имеющийся у большинства детей с ЗПР не продуктивный коммуникативный опыт в общении с взрослыми и сверстниками, который препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок с ЗПР готов о нем сказать, но часто ему не хватает для этого активного словарного запаса и элементарного умения последовательно формулировать и излагать свои мысли или поведение;
г) наконец, у большинства детей с ЗПР, прослеживается несформированная изобразительная деятельность.
Все вышеуказанные проблемы ограничивают возможности зрелого личностного развития, искажают процесс социальной адаптации детей с ЗПР в детском коллективе. Поиск путей в оказании психологической помощи детям с ЗПР старшего дошкольного возраста привели к изучению инновационного игрового психологического инструментария позволяющего, реализовывать комплексный функционально-уровневый подход в диагностической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с учетом доминирующих игровых интересов и мотивов детей данной категории.
Практический опыт работы в коррекционно-развивающем направлении с детьми с отклоняющим развитием позволил адаптировать в своей психологической работе с детьми с ЗПР многофункциональные настольные психологические игры.
В процессе применения настольных игр особое внимание уделяется развитию эмоционального и социального интеллекта детей с ЗПР.
В психологической практике с детьми с ЗПР начиная с 5 лет применяются метафорические карты «Роботы» кандидата педагогических наук, педагога-психолога, практикующего консультанта и арт-терапевта Т.О Ушаковой. С целью актуализации и рефлексии внутренних переживаний, разрешение внутриличностных конфликтов, осознание и принятия образа «Я», расширение представлений о близких и об отношениях с ними
Данные карты являются доступной для детей с ЗПР проективной диагностической методикой. Ребенок с ЗПР с помощью набора карт, каждый из которых включает в себя изображения головы, туловища и ног создает образ, который является проекцией психологических особенностей самого ребенка. Это может быть «робот, у которого ни чего получается», либо «робот, которому трудно общаться с окружающими, либо у которого грустное настроение», либо «робот, переживающий радость» и т.п. Особенно метафорические карты помогают ребенку, которому трудно рассказывать о себе, а описание эмоций, состояния, переживаний или фантазий робота позволит ему выразить себя, а педагогу-психологу заглянуть и понять его внутренний мир, также облегчает работу по созданию робота, то что дети с ЗПР используют разные изобразительные средства (карандаши, краски, цветной песок, пластилин и т.д) для раскрашивания робота, либо добавляют к изображению какие-то детали и штрихи, тем самым расширяют возможность к отреагированию своих негативных состояний страхов, обид, злости, что, безусловно, несет за собой психокоррекционный и одновременно терапевтический эффект.
Психологическая работа с детьми с ЗПР с использованием метафорических карт «Роботы» строиться преимущественно индивидуально, и планируется исходя из анализа созданного ребенком образа робота.
Многообразие возникающих трудностей в социально-личностном развитии детей с ЗПР привели к расширению и дополнению психологического инструментария, который эффективно используется в индивидуальной и подгрупповой работе
- игры для эмоционального развития «Семейка Гномс»;
- игровой комплект Г.Мониной, Е.Лютовой-Робертс «Злой, веселый, грустный», психологические плакаты «Как я справляюсь с гневом, тревогой, конфликтами», «Как я преодолеваю свои трудности и управляю своим поведением»;
- социальная игра Гюнтера Хорна «Лепешка».
Представленные игры способствуют развитию у детей с ЗПР умению выражать свои чувства словами, мимикой и понимать эмоциональное состояние других людей, формируют навыки конструктивного общения, учат расширять и управлять своим поведением и эмоциями, вырабатывают привычку брать на себя ответственность в принятии решений, а также развивают творческое мышление, инициативность и самостоятельность. Очень важно подчеркнуть, предлагаемые социально-эмоциональные игры расширяют активный и эмоциональный словарь, помогают снять накопившиеся напряжения, но ещё и позволяют увидеть, изменить отношение игроков к себе и к миру, что немало важно для развития личности ребенка с ЗПР.
Благодаря красочному наглядно-иллюстративному раздаточному материалу взрослый и дети с ЗПР в процессе игрового взаимодействия создают реальные события, наполненные личностным позитивным или негативным опытом ребенка. Игровые наглядные приемы и содержательная беседа взрослого по проблеме помогают детям с ЗПР понимать, когда и почему у них возникает радость, грусть, обида, страх и тогда им легче осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, преодолевать барьеры в общении выстраивать свое поведение социально приемлемым способом, различать свои собственные эмоциональные реакции и состояния окружающих, применять вербальные и невербальные средства общения в решении проблемы возникающие во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Необходимо отметить достоинство метафорических карт «Роботы», социальной игры «Лепешка» и психологические плакаты «Как я справляюсь с гневом, тревогой, конфликтами», «Как я преодолеваю свои трудности» в консультационной работе с родителями детей с ЗПР. Независимо от того, какие цели преследуют родители в игре им дается возможность побывать в созданной порой сложной игровой ситуации, задействовать все свои творческие ресурсы для выхода из этой ситуации, открыть новые представления о своем ребенке, осознать особенности сложившихся детско-родительских взаимоотношений, причины конфликтных отношений в семье связанные с воспитанием и развитием ребенка и анализировать причины поведения самого родителя и ребенка в разных социальных ситуациях справиться с ними и перенести полученные навыки в жизнь.
Важным результативным показателем применения психологических настольных игр в практической работе педагога-психолога в социально-эмоциональном развитии детей с ЗПР является повышение культуры межличностного взаимодействия, расширение самопознания, гармонизация детско-родительских отношений и психологической зрелости детей с ЗПР, что способствует успешной социальной адаптации личности ребенка с ЗПР в обществе.
Литература
- Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 — № 5. – С. 101—114.
- Глушкова Л. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста / Л. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 9. – С. 59-63
- Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
- Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. — № 2. – С. 55-69.
- Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с
|