Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик» Иркутская область, г. Усть-Илимск педагог-психолог Селищева Татьяна Викторовна

Дошкольный возраст — это период активного познания смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира.

Рассматривая дошкольный период развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень социально-личностного развития.

В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в детском саду №25 «Зайчик» на первое место выдвигается становление личности ребенка, раскрытие его внутреннего потенциала, развитие индивидуальности. Поэтому огромное значение придается качественной психологической диагностике структуры личности и её составляющих познавательной, эмоциональной и поведенческой, которые свидетельствуют о незрелости социально-личностного компонента у детей с ЗПР и требуют своевременной коррекции эмоционально-поведенческой сферы и межличностного общения, без которых невозможно полноценное личностное развитие ребенка с ЗПР.

 

Опираясь на результаты практических наблюдений за эмоционально-поведенческими проявлениями детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности с помощью опросника А.Романова «Ребенок глазами взрослого» можно наблюдать часто выраженные ситуационно-личностные реакции, которые отмечаются у 59% детей и обусловлены рядом актуальных проблем:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» свое состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР не продуктивный коммуникативный опыт в общении с взрослыми и сверстниками, который препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок с ЗПР готов о нем сказать, но часто ему не хватает для этого активного словарного запаса и элементарного умения последовательно формулировать и излагать свои мысли или поведение;

г) наконец, у большинства детей с ЗПР, прослеживается несформированная изобразительная деятельность.

Все вышеуказанные проблемы ограничивают возможности зрелого личностного развития, искажают процесс социальной адаптации детей с ЗПР в детском коллективе. Поиск путей в оказании психологической помощи детям с ЗПР старшего дошкольного возраста привели к изучению инновационного игрового психологического инструментария позволяющего, реализовывать комплексный функционально-уровневый подход в диагностической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с учетом доминирующих игровых интересов и мотивов детей данной категории.

Практический опыт работы в коррекционно-развивающем направлении с детьми с отклоняющим развитием позволил адаптировать в своей психологической работе с детьми с ЗПР многофункциональные настольные психологические игры.

В процессе применения настольных игр особое внимание уделяется развитию эмоционального и социального интеллекта детей с ЗПР.

В психологической практике с детьми с ЗПР начиная с 5 лет применяются метафорические карты «Роботы» кандидата педагогических наук, педагога-психолога, практикующего консультанта и арт-терапевта Т.О Ушаковой. С целью актуализации и рефлексии внутренних переживаний, разрешение внутриличностных конфликтов, осознание и принятия образа «Я», расширение представлений о близких и об отношениях с ними

Данные карты являются доступной для детей с ЗПР проективной диагностической методикой. Ребенок с ЗПР с помощью набора карт, каждый из которых включает в себя изображения головы, туловища и ног создает образ, который является проекцией психологических особенностей самого ребенка. Это может быть «робот, у которого ни чего получается», либо «робот, которому трудно общаться с окружающими, либо у которого грустное настроение», либо «робот, переживающий радость» и т.п. Особенно метафорические карты помогают ребенку, которому трудно рассказывать о себе, а описание эмоций, состояния, переживаний или фантазий робота позволит ему выразить себя, а педагогу-психологу заглянуть и понять его внутренний мир, также облегчает работу по созданию робота, то что дети с ЗПР используют разные изобразительные средства (карандаши, краски, цветной песок, пластилин и т.д) для раскрашивания робота, либо добавляют к изображению какие-то детали и штрихи, тем самым расширяют возможность к отреагированию своих негативных состояний страхов, обид, злости, что, безусловно, несет за собой психокоррекционный и одновременно терапевтический эффект.

Психологическая работа с детьми с ЗПР с использованием метафорических карт «Роботы» строиться преимущественно индивидуально, и планируется исходя из анализа созданного ребенком образа робота.

Многообразие возникающих трудностей в социально-личностном развитии детей с ЗПР привели к расширению и дополнению психологического инструментария, который эффективно используется в индивидуальной и подгрупповой работе

  • игры для эмоционального развития «Семейка Гномс»;
  • игровой комплект Г.Мониной, Е.Лютовой-Робертс «Злой, веселый, грустный», психологические плакаты «Как я справляюсь с гневом, тревогой, конфликтами», «Как я преодолеваю свои трудности и управляю своим поведением»;
  • социальная игра Гюнтера Хорна «Лепешка».

Представленные игры способствуют развитию у детей с ЗПР умению выражать свои чувства словами, мимикой и понимать эмоциональное состояние других людей, формируют навыки конструктивного общения, учат расширять и управлять своим поведением и эмоциями, вырабатывают привычку брать на себя ответственность в принятии решений, а также развивают творческое мышление, инициативность и самостоятельность. Очень важно подчеркнуть, предлагаемые социально-эмоциональные игры расширяют активный и эмоциональный словарь, помогают снять накопившиеся напряжения, но ещё и позволяют увидеть, изменить отношение игроков к себе и к миру, что немало важно для развития личности ребенка с ЗПР.

Благодаря красочному наглядно-иллюстративному раздаточному материалу взрослый и дети с ЗПР в процессе игрового взаимодействия создают реальные события, наполненные личностным позитивным или негативным опытом ребенка. Игровые наглядные приемы и содержательная беседа взрослого по проблеме помогают детям с ЗПР понимать, когда и почему у них возникает радость, грусть, обида, страх и тогда им легче осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, преодолевать барьеры в общении выстраивать свое поведение социально приемлемым способом, различать свои собственные эмоциональные реакции и состояния окружающих, применять вербальные и невербальные средства общения в решении проблемы возникающие во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Необходимо отметить достоинство метафорических карт «Роботы», социальной игры «Лепешка» и психологические плакаты «Как я справляюсь с гневом, тревогой, конфликтами», «Как я преодолеваю свои трудности» в консультационной работе с родителями детей с ЗПР. Независимо от того, какие цели преследуют родители в игре им дается возможность побывать в созданной порой сложной игровой ситуации, задействовать все свои творческие ресурсы для выхода из этой ситуации, открыть новые представления о своем ребенке, осознать особенности сложившихся детско-родительских взаимоотношений, причины конфликтных отношений в семье связанные с воспитанием и развитием ребенка и анализировать причины поведения самого родителя и ребенка в разных социальных ситуациях справиться с ними и перенести полученные навыки в жизнь.

Важным результативным показателем применения психологических настольных игр в практической работе педагога-психолога в социально-эмоциональном развитии детей с ЗПР является повышение культуры межличностного взаимодействия, расширение самопознания, гармонизация детско-родительских отношений и психологической зрелости детей с ЗПР, что способствует успешной социальной адаптации личности ребенка с ЗПР в обществе.

Литература

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 — № 5. – С. 101—114.
  2. Глушкова Л. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста / Л. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 9. – С. 59-63
  3. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
  4. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. — № 2. – С. 55-69.
  5. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с
Просмотров: 719
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Степаненко Наталья Михайловна. Конспект образовательной ситуации педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному и познавательному развитию
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Марко Надежда Тарасовна. Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь