Данный тренинг личностного развития дошкольников разработан воспитателем МБДОУ д/с №84 «Одуванчик» Лазаревой Анастасией Викторовной
Тема тренинга: «Мой внутренний мир»
Участие в данном тренинге способствует улучшению взаимоотношений между дошкольниками; расширяет и обобщает знания детей об их внутреннем мире, эмоциональном состоянии.
Цель тренинга: Содействие личностному развитию каждого дошкольника, осознание своего внутреннего мира, улучшение самочувствия,
Скачать конспект
Задачи:
- Развитие интереса к себе.
- Развитие чувства собственного достоинства
- Развитие навыков общения со сверстниками
- Развитие эмоциональной сферы дошкольников
- Развитие умения понимать и выражать свои чувства
Участники тренинга: дети 6-7 лет
Количество: 10-12 человек
Длительность тренинга-занятия-40-45 минут
Перед занятием обсуждаются правила в группе:
- общаемся доброжелательно
- общение по принципу «здесь и теперь», говорим о том, что происходит в группе. Что нас волнует на данный момент
- не стесняемся выражать свои чувства
- активное участие во всех упражнениях
- уважительное отношение друг к другу
Обсуждение ритуалов:
- «ритуал приветствия» — становимся в круг, хлопаем в ладоши и говорим «Привет»
- «ритуал прощания» — становимся в круг, кладем руку на плечо соседа и говорим «До свидания!»
I Вводная часть
Приветствие ведущего, опрос детей о настроении, рассказ о тренинге (что такое тренинг, на что направлен данный тренинг).
Упражнение №1 «Назови имя и животное, с которым себя ассоциируешь»
Цель: знакомство детей между собой.
После задается вопрос каждому: «Почему именно этим животным ты себя представляешь?»
- Изменилось ли ваше настроение после упражнения?
Упражнение №2 «Веселые ладошки»
Цель: сплочение детей в группе
Задание: коллективное рисование общей картины — оставить отпечаток своей ладошки на большом холсте в виде дерева (кисти, краски, вода).
-Понравилось ли вам упражнение? Чем? Были ли какие-нибудь трудности?
Упражнение №3 «Котик»
Цель: снятие напряжения в группе
Упражнение выполняется на ковре, под музыку. Придумывание истории про пушистого котика, который нежится на солнышке, потягивается, царапает ковер, умывается, выгибает спинку (дети выполняют движения).
-Какое у вас сейчас настроение? Все ли получалось? Почему?
II Основная часть
Упражнение №1 «Мой автопортрет»
Цель: осознание себя, своих личностных особенностей
Задание: каждому ребенку дается лист и карандаши с просьбой нарисовать себя (свое лицо). После каждый ребенок рассказывает, каким он себя нарисовал и почему.
- Понравилось ли вам упражнение?
- Были ли какие — то трудности?
Упражнение №2 «Липучки»
Цель: выработка навыков позитивного общения, умения устанавливать контакт, умения ориентироваться в ситуации.
Инструкция: звучит музыка, вы произвольно двигаетесь по ковру. Как только музыка перестанет играть, надо с кем-то объединиться руками в пару (играть несколько раз).
- Понравилось ли вам играть? Какое у вас сейчас настроение?
Упражнение №3 «Мама и детеныш»
Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности речи и движений
Инструкции: дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой -детеныша. Затем меняются ролями. Родителям можно жалеть, ругать, отчитывать, ласкать своих детенышей, а дети реагируют на эти действия. Животных называет ведущий (семья кошек, собак…)
- Понравилось ли вам упражнение? Возникали ли какие – то трудности?
Упражнение №4 «Продолжи фразу»
Цель: развитие речи, умения понимать и различать эмоции
Инструкция: необходимо продолжить фразу «Добро-это…»
Обсуждение ответов.
- изменилось ли как то настроение? Почему?
Упражнение №5 «Воздушный шарик»
Цель: умение расслабляться и концентрировать внимание
Инструкция: дети встают, закрывают глаза. Поднимают руки вверх. Представьте, что вы воздушные шарики, наполненные воздухом. Постойте, напрягите все мышцы. А теперь представьте, что в шарике появилось отверстие. Медленно начинайте спускать воздух, расслабляя поочередно мышцы шеи, плеч, рук, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии напряжения и расслабления (делать под музыку 2-3 раза).
-Ребята, как ваше самочувствие? Настроение?
Упражнение № 6 «Боюська» + «Мешочек страхов»
Цель: предоставить возможность актуализировать свои страхи и поговорить о них, уменьшение тревожности
Инструкция: перед игрой ведущий говорит с детьми о многообразии чувств и эмоций человека.
Дети быстро передают по кругу друг другу мяч. Каждый ребенок., получивший мяч, должен назвать свой страх и быстро передать мяч другому. После этого идет обсуждение страхов детей. Ведущий предлагает убрать все страхи в волшебный «мешочек страхов», чтобы все страхи исчезли.
-Понравилась ли вам игра?
-Были ли какие — то затруднения?
-Какое у вас сейчас настроение?
III Заключительная часть
Упражнение №1 «Дарю цветок»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, установление доверительных отношений.
Инструкция: дети встают в круг. Ведущий предлагает изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий рассказывает сказку: «Жил-был цветок! Однажды он проснулся от того, что пригрело солнце (вытягивают руки, дуют на сомкнутые ладони). Цветок медленно распустился (ладонями изображают лепестки). Вдруг налетел ветерок и лепестки сомкнулись (дуть сильнее, сомкнуть ладошки). А теперь подари цветок соседу. А теперь играем в обратную сторону.
После упражнения идет обсуждение настроения детей.
Упражнение на рефлексию№2 «Волшебная подушечка»
Инструкция: все дети садятся на ковер по кругу. Ведущий говорит: «У нас есть волшебная подушечка. Каждый по кругу может взять подушечку, прижать к груди, сесть на нее, загадав желание. Оно может быть любым. Можно рассказать о своем желании. Тот, у кого подушечка, начинает рассказ со слов: «Я хочу…». Все остальные слушают. После упражнения задаются вопросы:
- Трудно ли было рассказать о своем желании?
- Может быть, кто-то еще хочет рассказать о своем желании?
- Как вы думаете, может ли исполниться ваше желание? Что надо делать для этого?
Рефлексия по пройденному тренингу:
-Что понравилось на тренинге?
-Что не понравилось?
-Что нового узнали?
-Хотели бы еще прийти на тренинг?
Обсуждение настроения детей, ритуал «прощание».
Примечание: в данной практической работе показан один день тренинга. Так как тема тренинга достаточно широкая, интересная, то тренинг может быть рассчитан на несколько дней. Темы могут быть следующими:
- День второй: «Эмоции и чувства» — умение выражать свое эмоциональное состояние
- День третий: «Мои удачи и неудачи» — Способствовать осознанию своих проблем, попыток их решений и преодолению трудностей
- День четвертый: «Преодоление плохого настроения»
- Снятие эмоционально – психического и телесного напряжения
- способствовать преодолению чувства тревоги и избавление от него
- День пятый: «Доверие»
- Улучшить коллективные взаимоотношения
- помочь ребятам доверять друг другу.
- День шестой: «Я особенный» — научить находить в себе индивидуальные особенности
- День седьмой «Мне не страшно» — учить понимать свои страхи, находить способы устранения страхов
Литература
- Тренинг личностного роста. Е.А. Делибоженко. Учебно-методическое пособие. М.: 2007
- Е. А. Горбатова. Теория и практика психологического тренинга. Учебное пособие. СПб. -2008
|