Сухорукова Анастасия Владимировна. «Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ».

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ».

Подготовил Педагог-психолог: Сухорукова Анастасия Владимировна Г.о. Балашиха-2018 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 30 «Лесная сказка»

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер.. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.

 

Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.

Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого стоит диагноз СДВГ.

При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое дополнение я использовала нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание методы применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.

В нейропсихологии:

  • развитие ВПФ.
  • обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,
  • нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.
  • обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.

В кинезиологии:

  • Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция – все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.

Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3 компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.

  • Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга.
  • Вторичный дефект – системное следствие первичного.
  • Третичный дефект – компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).

В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:

  1. Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга — трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы.
  2. Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности.
  3. Нарушения поведения – роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.

Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях.

I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)

II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)

III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)

Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.

Согласно этой концепции нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.

Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения ( «Прыжки на месте с одновременными движениями», «Я хороший», «Топор-пила»), перенос поз, визуализация ( «Визуализация Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т.д.)).
  • Модально-неспецифические (дыхательные упражнения ( «Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з»), растяжки ( «Солнышко», «Струнка», «Кобра»), релаксация ( «Игра с песком», «Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства ритма ( «Отработка ритмов»)).
  • Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).
  • Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные ( «Упражнения на мячах», «Прыжочки», «Цифры», «Слепой мешочек») и сенсомоторные взаимодействия ( «Восьмерки», «Крылья»)).
  • Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т.д.).
  • Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.

Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.

Просмотров: 523
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Римская Т.Н., Шнитко Е.В.. Мастер – класс «Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Семёнова Наталья Алексеевна. Увлекательная нейропсихология, как развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ольга Фанагей. Развитие детей методом кинезиологии
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Савастьянова Екатерина Евгеньевна. Конспект Занятия на по ООД Познавательное развитие На тему: «Что весна нам принесла?»
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь