Подготовил Педагог-психолог: Сухорукова Анастасия Владимировна Г.о. Балашиха-2018 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 30 «Лесная сказка»
Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер.. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.
Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.
Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого стоит диагноз СДВГ.
При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое дополнение я использовала нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание методы применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.
В нейропсихологии:
- развитие ВПФ.
- обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,
- нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.
- обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.
- обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.
В кинезиологии:
- Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция – все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.
Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.
Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3 компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.
- Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга.
- Вторичный дефект – системное следствие первичного.
- Третичный дефект – компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).
В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:
- Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга — трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы.
- Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности.
- Нарушения поведения – роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.
Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях.
I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)
II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)
III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)
Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.
Согласно этой концепции нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.
Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения ( «Прыжки на месте с одновременными движениями», «Я хороший», «Топор-пила»), перенос поз, визуализация ( «Визуализация Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т.д.)).
- Модально-неспецифические (дыхательные упражнения ( «Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з»), растяжки ( «Солнышко», «Струнка», «Кобра»), релаксация ( «Игра с песком», «Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства ритма ( «Отработка ритмов»)).
- Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).
- Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные ( «Упражнения на мячах», «Прыжочки», «Цифры», «Слепой мешочек») и сенсомоторные взаимодействия ( «Восьмерки», «Крылья»)).
- Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т.д.).
- Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.
Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.
Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.
|