Айталиева Айгуль. Использование игровых методов при обучении дошкольников.

Использование игровых методов при обучении дошкольников.

Обучение дошкольников осуществляется при непосредственной образовательной деятельности. Здесь дети приобретают необходимые знания, умения и навыки. Психологические и педагогические исследования показывают, что введения игровых методов и приемов повышают эффективность обучения. И в практике игровые приемы находят широкое применение. Однако следует отметить, что до настоящего времени не создана научно обоснованная система их использования.

Бытует мнение, что игровой прием способен не только заинтересовать ребенка любого возраста, но и повысить качество его работы. Однако наблюдения показывают, что многие приемы носят лишь развлекательный характер и не связаны с решением воспитательных и познавательных задач. Например, воспитатель вносит в непосредственную образовательную деятельность куклу, которая предлагает детям отгадать загадку про ежика, а затем нарисовать его. В этом случае кукла является лишь развлекательным моментом.

 

Таким образом, вопрос о путях продуктивного использования игровых приемов в процессе обучения дошкольников продолжает оставаться актуальным.

Игровые методы и приемы, используемые на занятии, должны соответствовать уровню развития игры детей данного возраста.

Михайленко и Короткова выделяют 3 основных уровня развития игры.

  1. Уровень игрового действия. В центре игры находятся действия, направленные на воображенное преобразование объектов окружающей действительности, выполняемые с помощью предметов – заместителей (ребенок «причесывает» себя или куклу палочкой, «пилит» дощечку карандашом и др.) и дающие воображаемый результат.
  2. Уровень ролевого взаимодействия. Ребенок, приняв определенную роль, начинает взаимодействовать с носителями дополнительных или параллельных ролей (в роли врача беседует с матерью «больной» куклы или другим врачом), и на первый план постепенно выступают не игровые действия с предметами, а ролевой диалог.
  3. Уровень сюжетосложения. Игра развертывается вокруг различных выдуманных событий, происходящих с самим ребенком (он летит на Луну и встречает там Карлсона, который не может улететь из – за поломки аппарата).

Доля игровых моментов при обучении детей разных возрастов должна быть различной. В младшем дошкольном возрасте они должны применяться максимально в процессе всего занятия. А при обучении старших дошкольников игровые приемы используются меньше. В соответствии с вышеизложенным разработали систему игровых приемов при обучении детей четвертого года жизни. Опираясь на психологические исследования, особое значение придавали созданию игровой мотивации, которая должна не только побуждать детей овладевать программным содержанием. Но и обеспечивать их направленное воспитание. Многие используемые на практике приемы нацелены на создание у ребенка игровой мотивации. Например, для матрешки надо сделать платочек или фартучек. Чтобы это выполнить, ребенок должен овладеть программным содержанием – научиться рисовать красивые узоры на платочке. Однако наблюдения показали, что создаваемая таким способом мотивация не побуждает детей к активной работе в непосредственной образовательной деятельности. Причины здесь различные. Видимо, дело в том, что дети четвертого года жизни не склонены активно действовать, если потребности игровых персонажей их не затрагивают. И чтобы вызвать желание сделать что-то для игрового персонажа, надо показать ребенку, что персонаж, действительно, помощи и нуждается в его участии.

Простое и короткое описание затруднительного положения, в которое по тем или иным причинам попадает персонаж, вызывает у детей младшего дошкольного возраста сочувствие и готовность оказать помощь.

Поэтому для создания у ребенка действенной игровой мотивации необходимо поставить его в позицию единственного помощника или защитника.

Ребенок, чтобы помочь кукле или спасти воображаемого ежика, совершает определенные усилия. Это приучает у детей не только сопереживать трудностям и горестям других, но и предпринимать реальные, доступные им действия. Хотя беды, в которые попадают вымышленные персонажи, и являются воображаемыми, усилия, которые ребенок должен совершать, чтобы помочь им, вполне реальны и требуют определенного напряжения, терпения и труда.

Авторы предлагают следующий путь создания мотивации. Ребенку рассказывать о персонаже, который попал в сложное положение из-за отсутствия определенного предмета. При этом необходимо вызвать сочувствие к данному персонажу и желание помочь ему. Создав игровую мотивацию (например, вызвав у каждого ребенка желание доставить радость своей любимой игрушке), воспитатель ставит перед детьми игровую задачу угостить кукол. Однако для этого дети сами должны приготовить угощение. Тогда воспитатель ставит учебную задачу – научиться лепить яблоки или лепешки — помогает детям овладеть соответствующими изобразительными умениями. Важно, чтобы учебная задача подчинялась игровой и была тесно с ней связана. Как только ребенок создаст какой-либо предмет, воспитатель побуждает его совершать с ним игровое действие – накормить куклу. Итак, проведенная работа показывает, что эффективное использование игровых приемов с детьми младшего дошкольного возраста предполагает:

  • специальную работу воспитателя по созданию игровой мотивации
  • постановку перед детьми сначала игровой, а затем учебной задачи, которая подчинена игровой
  • показ способов решения учебной задачи
  • осуществление игровых действий с полученными на занятиях результатами.

Очень важно, чтобы каждый ребенок имел «свою» игрушку, так как только в этом случае он может совершать с ней определенные игровые действия. Такой подход предполагает изменение в формах и методах руководства работой детей в непосредственной игровой деятельности. А именно: все исправления, доделки осуществляются ребенком не по указанию взрослого, а по «просьбе» того персонажа, которому ребенок в данный момент «помогает». Например, рисуя перекладины для необходимой зайчонку лесенки, дошкольник ограничивается 2-3 линиями. Если воспитатель считает нужным, чтобы ребенок еще поупражнялся в изображении горизонтальных линий, то он должен не сам, а от лица зайчонка попросить сделать еще несколько ступенек, чтобы тот мог подняться выше. Поскольку ребенок овладевает новыми знаниями и умениями в игровой форме, ему надо дать возможность поиграть, используя при этом полученный на занятии результат. Иначе сделанная работа теряет для него смысл. Таким образом, начавшись с игры, непосредственная образовательная деятельность заканчивается игрой.

Такая форма организации занятий способствует и развитию игровой деятельности. Выдвигаемые принципы использования игровых методов в непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста позволяют существенно повысить эффективность обучения.

Просмотров: 454
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».
  • Гафиулина Эльмира Сабитовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Рыбакова Светлана Александровна. Использование игровых приемов на демонстрационном материале в процессе внедрения ФГОС при формировании лексико – грамматических категорий у детей среднего возраста с ОНР.
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Токарева Ольга Владимировна. Методическая разработка музыкально — игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Шардакова Наталья Владимировна. Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
  • Нефедова Елена Владимировна. Сценарий игровой деятельности 'Поможем солнышку' для детей младшего дошкольного возраста
  • Лукьянова Вера Анатольевна. «Создание игровой мотивации на разных возрастных этапах»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Ромашова Эрика Владимировна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексико-грамматическому развитию. Тема: Использование игровых приемов при ознакомлении с дикими животными.
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Борисова Наталия Ивановна. Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Рамазанова Ольга Борисовна. КОНСПЕКТ совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Машуля-чистюля» для детей младшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
  • Стрельникова Елена Джумберовна. «Использование игровых технологий при обучении старших дошкольников английскому языку»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Элеменкина Арина Михайловна. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Косых Светлана Викторовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь