(от 3-7 лет)
учителя-дефектолога Садыковой Эльвиры Маратовны
1. Целевой раздел части, формируемой участниками образовательных отношений Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Скачать конспект
Актуальность программы определена тем, что в настоящее время все больше детей дошкольного возраста имеющих различные отклонения в развитии. Для них характерна:
- бедность собственно житейского жизненного опыта
- ограниченный запас представлений о предметах ближайшего окружения
- бедность имеющихся представлений о себе и о предметах ежедневного пользования
- низкий уровень сформированности элементарных бытовых, санитарно – гигиенических и культурных умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
- низкий уровень коммуникативной компетентности.
Парциальная программа «Дай мне руку» рассчитана на дошкольный возраст 5-7 лет, обучающихся в разновозрастной группе компенсирующей направленности.
Цель программы: Формирование готовности воспитанников к социально ответственному самоопределению в условиях инновационного социально-экономического развития через обеспечение доступного качественного дошкольного образования.
Задачи парциальной образовательной программы «Дай мне руку»:
- помочь ребенку преодолеть социально – педагогические трудности, «перешагнуть через возникший кризис»
- создать положительную «Я- концепцию»
- адаптировать в коллективе сверстников, включаться в социальные отношения
- привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
- Достижение максимального самовыражения и независимости от посторонней помощи.
Возрастные особенности усвоения программного материала
Программа реализуется на базе МБДОУ. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
НА 6- м году жизни у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточная сформированность мотивационной стороны психической деятельности, недостаточное формирование операций мыслительной деятельности, трудности в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерное формирования процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Дети должны научиться:
- проявлять доброжелательность и внимание к близким взрослым и сверстникам
- выражать свое сочувствие
- назвать свое имя, фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвовавших в повседневном общении
- называть свой возраст, половую принадлежность, время рождения, место жительства
- заниматься любимыми игрушками и занятиями
- обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями
- приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу
- участвовать в коллективной деятельности со сверстниками
- уважительно относиться к труду взрослых
НА 7-м году жизни у дошкольников с задержкой психического развития как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста. Прослеживается
Дети должны научиться:
- здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании
- благодарить за услугу, подарок, угощение
- адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации
- проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям
- выражать свои чувства – радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие – в соответствии с жизненной ситуацией
- устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике
- проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий
- начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми
- быть партнером в игре и в совместной деятельности, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности
- положительно реагировать на просьбу взрослого
- уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам.
Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность взрослого с детьми: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Формы работы:
- Индивидуальная игра
- Совместная с воспитателем игра
- Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе
- Игра
- Чтение
- Беседа
- Наблюдение
- экскурсии
- Педагогическая ситуация
- Ситуативный разговор с детьми
- Педагогическая ситуация
- Ситуация морального выбора.
Воспитательно – образовательный процесс осуществляется в дополнительно образовательной программе посредством совместной деятельности взрослого с детьми.
Основное внимание уделяется содержанию работы направленной на формирование способностей ребенка устанавливать социальные связи на основе овладения моделями социального поведения удовлетворяющего его потребности в общении, развитие коммуникативной функции речи.
Также ведется активная работа с родителями в приобщении ребенка к социальной жизни в саду и семье.
Воспитателями и специалистами проводятся различные формы игр, ориентированные на создание условий для воспитания культурного человека, способного адаптироваться к жизни в обществе, усвоившего нравственные ценности.
Активно используется трудотерапия – как метод адаптации, реабилитации и успешной социализации в обществе.
Организация деятельности кружка «Дай мне руку»
Программа работы кружка рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
1год обучения. Группа первого года обучения комплектуется из детей- 5-6лет, их количество составляет 5-7 человек. 1 занятие в неделю, длительность 20 минут
2 год обучения. Возраст обучающихся в группе второго года обучения — 6-7 лет, количество детей составляет 8-10 человек. 1 занятие в неделю, длительность 25 минут
Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей при проведении режимных моментов (во время прогулки, наблюдение за работой младшего воспитателя и т.п.)
Перспективное комплексно -тематическое планирование образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» образовательная деятельность «Дай мне руку» 5 -6 лет
|