«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д. Ушинский
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольной организации для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют пословицы и поговорки, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Следует отметить, что впервые с выходом ФГОС ДО на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
С 2015 года МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 112» города Сыктывкара «Родничок» является республиканской опорно-методической площадкой по теме: «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»».
Программа «Социокультурные истоки» строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях.
Реализация социокультурных педагогических технологий «Истоков» в образовании дает возможность не только более эффективно организовать образовательную деятельность, но и обеспечить в воспитательно-образовательном процессе развитие восприятия, речи, мышления, чувствования и других психических процессов ребенка. Это создает условия для организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка, детей между собой, педагога и родителя, родителя и ребенка. Здесь ребенок осваивает социокультурные ценности, накапливает социокультурный опыт, развивает навыки общения и коммуникативного взаимодействия.
Работа по реализации программы И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки» рассчитана на воспитание дошкольников со второй младшей группы. Исходя из запросов наших родителей, воспитание детей на основе реализации данной программы мы начали с первой младшей группы, многие темы показались нам очень актуальными для нашего возраста.
В педагогическом процессе и повседневной жизни мы часто используем пословицы и поговорки; ежедневно утром и вечером приветствуем каждого ребенка в ресурсном кругу. Используем в работе с детьми чтение авторских и народных сказок, потешек, пословиц и поговорок: «Наша Маша маленька..», «Наши уточки с утра...», «Пошел котик на Торжок...», «Солнышко, ведрышко...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!», «Заяц Егорка...», «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; А. Барто стихи из цикла «Игрушки»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка», В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок», А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста», Б. Заходер. «Ежик», Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!», Н. Саконская. «Где мой пальчик?» и т.д.; а также перед дневным сном используем колыбельные песни.
В группе, с согласия родителей, создан уголок по духовно-нравственному воспитанию, в который вошли книги духовно-нравственного воспитания, репродукции картин русских художников И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева; дидактические игры «Ангелочки», «Пасхальные яички», «Подбери Ангела», «Доброе дело», «Птица счастья»; икона Божией Матери, иллюстрированный православный календарь для самых маленьких. Созданы мини-музеи в группе по темам: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»; «Хлеб – всему голова». Изготовлены лэпбуки по темам: «Доброе слово», «Ласковое имя», «Добрые дела». Составлены картотеки: «Колыбельные песни», «Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию»; «Хороводные игры», «Подвижные игры», «Пальчиковые игры», «Речевые игры». Ежегодно наши воспитанники совместно с родителями принимают активное участие во Всероссийских конкурсах: «Краски Осени»; в муниципальных конкурсах «Мастерская Деда Мороза»; конкурсах МАДОУ «Осенние фантазии», «Рождественские фантазии», «Руками мамы», «Светлая Пасха»; участие в акции «Подарок ко дню пожилого работника», изготовлении открыток для ветеранов ко дню Великой Победы.
Работа по программе «Социокультурные Истоки» строится на принципе интеграции всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Построение работы по программе «Социокультурные истоки» предусматривает активное вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители наши активные помощники и участники всех мероприятий. В течении года проводилась большая кропотливая работа с семьей: консультации по теме: «Дорога Добра», «Положи твоё сердце у чтения», «Духовно-нравственное воспитание в детском саду и дома», «Русская мудрость в воспитании», «Семья и семейные ценности»; реализованы проекты «Поём колыбельные песни», «Неделя народных игр»; родители принимали активное участие в фестивале «Мир игры и игрушки», «Душа по капле собирает свет». Воспитатели группы приняли участие в IХ городском православном фестивале «Светлая Пасха — 2016». Созданы картотеки колыбельных песен для родителей; папки-передвижки на темы: «Влияние колыбельных песен на развитие детей», «Роль ОТЦА в жизни ребёнка», «Значение игры в жизни ребенка», «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка», «Десять «почему» детям необходимо читать»; был проведен мастер-класс «Исполнение колыбельных песен»; беседы и консультации на темы: «Учимся дружить», «Важность общения в совместной деятельности с детьми». В течении года прошли родительских собраний на темы: «Знакомство с программой «Социокультурные Истоки», «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье»; «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»; «Воспитываем добротой»; проведение совместных народных и православных праздников «Рождество», «Здравствуй, Масленица», «Пасха», «День Матери», посиделки-чаепития с родителями и детьми на праздник «День Матери», «Масленица».
В конце учебного годы мы провели открытый показ совместной деятельности с детьми 2-3 года по теме «Добрая книга» на республиканском семинаре «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС ДО». На мероприятие пригласили родителей принять активное участие как в образовательной деятельности, так и в подготовке реквизитов: бабушки и мамы связали цветы; сшили костюмы для детей; нарисовали длинную тропинку, кусты, деревья. С опытом работы по данной теме выступили на площадке Ресурсного центра МАДОУ №96 на городском уровне и на педагогических советах в рамках обмена опытом между сотрудниками по темам «Взаимодействие ДОУ и семьи», «Ярмарка педагогических идей по духовно-нравственному воспитанию», «Пропедевтика в реализации программы Социокультурные истоки».
В перспективе мы планируем продолжать реализовывать программу «Социокультурные Истоки» со всеми участниками образовательного процесса.
Используемая литература:
1. Рекомендации и комментарии по применению программы «социокультурные истоки» в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. — Составители: Кузьмин И. А., Абрамова О. С., Кудряшева Н. С., Перькова С. В., российская академия естественных наук отделение социокультурных и цивилизационных проблем РАЕН, издательский дом «Истоки», с.38.
|