Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Предлагаю вашему вниманию наш вариант развивающей среды.
Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами:
- удовлетворять потребность малыша в движении
- формировать положительный эмоциональный настрой
- побуждать детей к активной речи.
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Зона двигательной активности
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть мячи, мячи для метания, кольца, ленточки, мешочки для метания, атрибуты для проведения подвижных игр — рисунки и игровые трафареты на ленточках, имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты, птицы, силуэты животных) и проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки. Так же в группе имеется ребристая дорожка, массажный коврик.
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек.
Игровой центр «Жилая комната»
Основной вид деятельности наших малышей — игровой. Здесь собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. В «Жилой комнате» имеются наборы посуды основных цветов.
В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Для этого была изготовлена мебель: шкаф, диван, стол, кресла, имеются кроватка с набором постельных принадлежностей, гладильная доска с утюжком, стиральная машина, коляска, кухонная плита, посуда и другие атрибуты.
Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Крупногабаритные, по росту ребенка игровые наборы и модули. В каждой группе дети с удовольствием и подолгу играют в традиционные «дочки-матери». В комоде имеется одежда для кукол и костюмов для переодевания кукол.
Место для уединения
Замечено, что ребенок 2-3 лет иногда нуждается в некотором уединении. Малышу необходимы "домик", позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки. В условиях общественного воспитания ребенок может уставать от детского общества и также нуждаться время от времени в отдыхе и уединении.
Дидактический стол
Дидактический стол является частью развивающих игр. Мы используем его для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Предметы для игр хранятся на открытых полках. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению. В свободном доступе, на открытых полочках расположены кубики, пирамидки, грибочки, игры с геометрическими фигурами, логические кубы и домики, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида
Уголок художественного творчества
Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть карандаши, бумага для рисования, трафареты.
Книжный уголок
Развитие активной речи является основной задачей. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.
Музыкальный центр
Здесь есть музыкальные инструменты, такие как бубны, погремушки, барабан, дудочки, металафон и т. д которые доставляют детям много радостных минут и развивает фонематический слух и чувство ритма у малыша. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы во время сна.
Театральный уголок
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр,. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Рядом расположен уголок ряжения и "парикмахерская". Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого имеются, юбочки, шляпки, косыночки.
Центр развивающих игр
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: набор палочек разных цветов,, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, застёжками, разные виды мозаик, настольно-печатные игры, игры с геометрическими фигурами.
Раздевальная комната
Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд "Наши будни", где будут размещены фото детей. Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. Все представленные вашему вниманию уголки и составляют предметно-развивающую среду.
|