Организация предметно-развивающей среды в младшей группе.
Возраст от 2-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребёнка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребёнка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп ещё не умеют хорошо контактировать со сверстниками, предпочитая игры рядом но не вместе. Отводите место для одновременной игры не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребёнка, поскольку взрослый- основной партнёр трёхлетнего ребёнка в играх и занятиях.
У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения ещё плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увёртливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребёнка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, пластиковые кубы с отверствиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с отверствиями в боковинах. Если в группе достаточно пространства, то в группе можно разместить качели. Для малышей необходимо иметь в группе два- три крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров- эти игрушки стимулируют ходьбу. (развитие данного вида основного движения особенно значимо для детей трёх лет). Хоро-шо если в группе есть несколько колясок, автомобилей (на котором может прокатиться сам ребёнок).
Маленький ребёнок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребёнок воспринимает увиденное как эталон, с которым будет сравнивать всё увиденное позже.
Поэтому предметы, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближённым к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорцию реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искажёнными пропорциями неестественного цвета.
В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта -сенсорные способности ребёнка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развития восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых, основных цветов, несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности, прозрачность, твёрдость, мягкость и другие свойства. Особенно уместны для данной деятельности будут материалы Марии Монтессори.
Для развития мелкой моторики необходим специальный дидактический материал: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные вещи, вышедшие из употребления Для маленького ребёнка служит всякая вещь, стоимость материала при этом –далеко не самый важный показатель её полезности.
Игра – любимая и естественная деятельность младших дошкольников — в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщённый характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колёса, кабину, чтобы его можно было катать, всё остальное (вид автомобиля, его назначе-ние не имеет значение). В группе уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т.д.)
Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к действию – внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребёнка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий.
Разнообразные конструктивные и строительные наборы и лёгкий модульный материал, а также разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности для ребёнка, предоставляющий ему возможность выстраивать пространство по своему желанию. Эти материалы привлекательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.
Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования Материалы для таких игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый, ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды. Рядом необходимо иметь следующие предметы: ёмкости для переливания воды, резиновые мелкие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой, шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведёрки, штампики.
Из дидактических игр предпочтительнее игры типа лото и парных картинок. Конечно, должна быть и мозаика. Для трёхлетних детей – крупная, пластиковая, для четырёхлетних –магнитная и крупная гвоздиковая, пазлы из 3-12 частей, наборы кубиков из 4-9 штук, и развивающие игры (например, «сложи узор» «сложи квадрат») и игры с элементами моделирования и замещения.
Для рисования, к которому ребёнок в этом возрасте начинает проявлять более активный интерес, лучше иметь специальные самостирающиеся мелки, маркеры, или восковые доски с палочкой для рисования, а также подойдёт рулон обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол.
Практически каждый ребёнок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книге с яркими картинками. Так как пальчики у детей ещё не умелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги.
Обязательно в группе должны быть материалы для режиссёрских и театрализованных игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей сказочных персонажей, для проведения развлечений с детьми – теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.
Маленький ребёнок познаёт не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе и себя. В группе надо иметь места, где будут располагаться фото, картинки, на которых изображены люди разного возраста, пола, с разной внешностью. Можно вывешивать фото детей, их семей. С удовольствием дети будут просматривать свои личные небольшие фотоальбомы в группе. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах – чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом. А уголок ряженья позволит ребёнку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
|