Ахунзянова Альбина Вазиховна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 93 общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-
Савиновского района г. Казани
В настоящее время проблема повышения методической культуры педагога является особенно актуальной. Это обусловлено рядом причин: во-первых, изменениями в системе дошкольного образования, выделением его в качестве первой ступени образования обуславливают изменение позиции педагога в данной структуре, предъявляя обновленный список требований к его методической компетентности и культуре.
Во-вторых, реализуемый в настоящее время компетентностный подход в образовании предполагает формирование у педагога целостной педагогической компетентности педагога, представляющей собой интегральный результат профессионального развития педагога. При этом наряду с общим профессиональным развитием сообразно новым требованиям нормативно-правовых актов в системе образования педагог должен развиваться и как реализатор индивидуального стиля педагогической деятельности, что наглядным образом проявляется в его работе над своей методической темой (темой самообразования). В результате развитие педагога в обозначенных пересекающихся плоскостях профессионального развития приводит к развитию у него методической культуры, которая определяет его эффективность как субъекта педагогической деятельности.
Скачать конспект
Следовательно, развитие методической культуры педагога выступает условием повышения эффективности его профессиональной деятельности.
Наряду с выше обозначенным, особую важность представляет и развитие ИКТ-компетентности педагога, поскольку применение данных технологий уже неразрывно связано с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО. В этой области на настоящий момент имеется противоречие: с одной стороны, число педагогов, активно работающих над своим профессиональным развитием растет, их методическая компетентность повышается, а, с другой стороны, низкий уровень владения педагогами дошкольного образования информационно-коммуникативными технологиями препятствует повышению ихметодической культуры.
Указанное противоречие обуславливает актуальность изучения проблемы повышения методической культуры педагога во взаимосвязи с компетентностью в области применения им компьютерных технологий.
В настоящее время дошкольные образовательные организации в РТ обязаны иметь сайт на «edu. tatar. ru», который носит информативный характер. Однако, сайт ДОО может быть использован и в качестве средства повышения методической культуры педагога, если усовершенствовать его структуру. Нами предлагается следующий усовершенствованный вариант структуры сайта ДОО, имеющий в качестве основы структуру сайтов на «edu. tatar. ru», но дополненный несколькими вкладками.
Рассмотрим ее в разрезе ее возможного функционала:
- Основные сведения;
- Структура и органы управления образовательной организацией;
- Руководство;
- Педагогический состав;
- Группы детского сада;
- Медицинское сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
- Документы;
- Образование;
- Образовательные стандарты;
- Дополнительные образовательные услуги;
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса;
- Финансово-хозяйственная деятельность;
- Вакантные места для приема (перевода).
На первый взгляд, структура напоминает традиционную структуру детского сада, однако, это не так. При открытии вкладки основные сведения помимо вкладки с краткой информацией о детском саде, открывается вкладка «история детского сада», в которой отражены основные вехи в развитии ДОО. В этом же развороте присутствует вкладка «визитная карточка детского сада», в которой представлены герб, гимн детского сада, миссия, его методическая тема, сокращенный вариант внутреннего «кодекса воспитанников данной ДОО».
Далее разворот «структура и органы управления дошкольной образовательной организацией» остается без изменений. В развороте «руководство» появляется расширенный вариант информации об администрации детского сада, не только уровень образования и стаж работы, но и краткие сведения (семейное положение, жизненные цели и принципы, собственный взгляд на работу детского сада).
Разворот «Педагогический состав» раскрывается на вкладки с персональными сайтами педагогов детского сайта, на них выкладывается, как стандартная информация о педагоге, так и более расширенные сведения о нем (семейное положение, жизненные цели и ценности, мечты, собственное видение воспитательно-образовательного отношения в ДОО и организации взаимодействия с детьми, девиз педагогической деятельности), а также авторские методические разработки, сертификаты, грамоты и дипломы всех конкурсов в которых участвовал педагог, его публикации, консультации для
родителей, медиатека, план самообразования, работа по методической теме.
Помимо этого, вкладка воспитателей открывается и в виде гиперссылки при открытии развороты «группы детского сада». Также на персональном сайте
каждого педагога есть раздел «взаимодействие с родителями», который открывается в открытом доступе только с информацией о планах работы с родителями, однако, при доступе родителей к сайту воспитателя через логин и пароль в личном кабинете открывается вкладка «разговор по душам», где в конфиденциальном режиме родитель может получить информацию от воспитателя по интересующим его вопросам, касающимся воспитания конкретно их ребенка». Данная информация остается конфиденциальной и закрытой для других пользователей сайта и сети Интернет в целом.
Также в данном развороте есть вкладки с объединениями педагогов «Ассоциация воспитателей первых младших групп» (и далее по возрастам), «Тандем музыкальных руководителей», «Объединение специалистов ДОО (психолога, логопеда)», в которых их представители могут делиться между собой полезной методической информацией, интересными педагогическими решениями и находками, получать друг от друга консультативную помощь.
Еще одним новым разворотом в предлагаемой структуре сайта ДОО является «медицинское сопровождение воспитательно-образовательного процесса», он разворачивается на персональные сайты педиатра и медицинской сестры. В своих вкладках они выкладывают информацию о себе, консультации для педагогов и родителей по возрастам их детей.
Далее новый разворот «группы детского сада» раскрывается вкладками каждой группы, в которых есть свои вкладки: «основные сведения о группе»,
содержащей название группы, ее эмблему, девиз, воспитателей, фото детей (с согласия родителей), доступное к просмотру только через личный кабинет, информация о мероприятиях в группе, достижениях воспитанников, интересных проектах и событиях в жизни группы.
Остальные развороты описываемой структуры остаются без изменений.
Поскольку данная структура сайта является инновационной, то необходимо обучать администрацию, педагогов и родителей ДОО пользованию данным сайтом. Причем ключевой задачей использования данного сайта ДОО педагогов является повышение методической культуры педагога. С этой целью после разработки структуры сайта каждой ДОО должны быть созданы план-программы работы с педагогами по повышению методической культуры педагога, план-программа семинаров-практикумов по использованию сайта как средства повышения методической культуры педагогов, а также разработана модель повышения методической культуры педагога с использованием сайта.
На каждого воспитателя составляется индивидуальный маршрут повышения методической культуры с использованием сайта ДОО. Данный маршрут должен быть выстроен в разрезе профессиональных компетентностей педагогов и включать перечень наблюдений старшего воспитателя за работой педагога, выступления, публикации, анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе, анализ особенностей планирования и прогнозирования педагогической деятельности и ее результатов, диагностику уровня мотивации педагога и рефлексии педагогом основ своей деятельности и ее содержания, диагностику активных форм обучения и методов обучения с использованием новейших технических средств, применяемых педагогом. Здесь необходимо отметить, что поскольку уровень владения компьютером и иными техническими средствами у педагогов разный, то индивидуальный маршрут повышения методической культуры с использованием сайта ДОО должен отражать и этот аспект в виде дополнительных мероприятий по освоению педагогами простейших компьютерных программ, технических средств необходимых в ежедневной работе.
Кроме того, совместно с педагогом-психологом ДОО должны быть разработаны мероприятия для каждого педагога, ориентированные на развитие когнитивного, рефлексивного, мотивационного и личностно-творческого компонентов методической культуры каждого педагога.
Несмотря на то, что большая часть мероприятий этого блока реализуется в групповой форме, у каждого педагога должны быть свои цели посещения
данных мероприятий.
Для реализации основной массы мероприятий индивидуального маршрута педагогу необходимо использовать сайт ДОО, тем самым развивается не только его ИКТ-компетентность и повышается методическая культура, но и сам сайт ДОО становится для педагога доминирующим средством организации и совершенствования педагогической деятельности, а доступность к просмотру сайтов (их определенных вкладок) других педагогов для каждого педагога создает конкурентную, доминирующую среду.
Существенно облегчится и работа старшего воспитателя в предаттестационный период – с помощью предлагаемой структуры сайта все результаты педагогов наглядны и можно легко выделять тех педагогов, которым требовался дополнительный контроль и помощь.
Существует необходимость в проведении ряда родительских встреч, посвященных новому сайту ДОО. На них родителей стоит познакомить с его
преимуществами и возможностями с акцентированием внимания на возможности интерактивного взаимодействия педагогов и родителей с его помощью. Также должен быть проведен инструктаж родителей по использованию сайта, должны быть розданы пароли и логины для личного кабинета, поскольку возможность самостоятельной регистрации на данном сайте по объективным причинам (с целью сохранения конфиденциальности) не добавляется. Как только ребенок выпускается из ДОО, старший воспитатель обязан удалить личный кабинет его родителей, ограничив тем самым доступ к сайту людям, не имеющим отношения к детскому саду.
Таким образом, предложенная структура сайта ДОО оптимальна для организации работы по повышению методической культуры педагогов. Она выстроена таким образом, чтобы при ее использовании педагог остается на субъектной, активной позиции в развитии своей методической культуры. А сама структура сайта предполагает создание условий для повышения открытости ДОО для интерактивного взаимодействия с родителями, оптимизации функционирования ДОО и организации воспитательно- образовательного процесса в ней.
|