В статье дается обоснование значимости речевых и мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Представлена краткая характеристика особенностей речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста. Приведены меры по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста в рамках службы ранней помощи.
Принято считать, что дошкольный возраст является особым периодом жизни маленького малыша. Объясняется тем, что в данный возрастной период происходит активное психическое и физическое развитие, которое является основой и потенциалом дальнейшего формирования и становления дошкольника как индивидуума [3].
Ученые Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. М. Жукова, Т. Б. Филичева занимались исследованиями детской речи. Авторы в своих работах доказали, что любое нарушение отражается на поведении детей в ходе развития речевой деятельности. Актуальной проблемой является наиболее раннее выявление факторов риска в развитии речи ребенка, которые могут стать предпосылками к развитию речевых нарушений в дальнейшем.
Развитие мышления и речи ребенка младшего дошкольного возраста происходит параллельно ознакомлению с окружающей действительностью. На ранних этапах ребенок усваивает родной язык со значительными индивидуальными расхождениями, которые проявляются в разном темпе накопления детьми первых слов, переходе от первых фраз к развернутой самостоятельной речи. С одной стороны развитие словаря дошкольника тесно связано с формированием мышления, а с другой стороны – с развитием всех компонентов речевой системы: фонетико – фонематического и грамматического оформления. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе речевой и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми [2].
В условиях дошкольного учреждения планируются и открываются службы ранней помощи детям и семьям воспитанников. Разрабатываются положения об оказании ранней помощи всеми специалистами детского сада. В службе ранней помощи состоят специалисты разного профиля: учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Обработав запросы от родителей, специалисты начинают работу с диагностики, целью которой является выявление особенностей физического, психического и речевого развития ребенка. Проведённый диагностический срез с целью исследования речевой деятельности и мыслительных операций детей младшего дошкольного возраста и обработка результатов позволяют сформулировать следующие направления специальной работы. Логопедическая помощь носит консультативный характер по профилактике нарушений речи. Направления работы ведутся по развитию всех сторон речи: развитию слуховых ориентировочных реакций, обогащение словаря, развитие активной речи, формирование грамматического строя речи.
Для увеличения активного и пассивного словаря предлагаются лексические темы для работы с детьми: «Игрушки», «Овощи», «Транспорт», «Люди», «Звери», «Птицы», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Растения», «Времена года», «Профессии», «Части суток». Формировать грамматический строй речи играми: «Один – много», «Мой, моя, мои, моё» (учить ребенка правильно использовать род притяжательных местоимений), «Какой, какая, какое, какие» (учить ребенка согласовывать прилагательные со словами существительными), «Назови ласково» (учить ребенка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Что сделал?» (учить ребенка использовать глаголы с различными приставками), «Что с чем? Кто с кем?» (практическое усвоение предлога «С»), практическое усвоение предлогов «ЗА», «К», «БЕЗ», «ОКОЛО».
В работе с детьми над правильным речевым высказыванием, можно и нужно применять театрализованные логопедические сказки, именно сказки способствуют развитию слухового внимания, памяти, воображения, логического мышления [1].
Таким образом, механизм речевой деятельности неразрывно связан и функционирует с процессами мыслительной операции. Профилактика речевых отклонений и мышления имеет важную роль, с помощью которой ребенку передают необходимые сведения об окружающем, формируют соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.
Библиографический список
- Ильина О. В., Дудка И. С., Гальцова П. С.Логопедические сказки для самых маленький. – М.: Тц Сфера, 22018.
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
- Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2016.
|