Ковальчук Екатерина Михайловна. Педагогическая статья «Особенности речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста»

Педагогическая статья «Особенности речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста»

В статье дается обоснование значимости речевых и мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Представлена краткая характеристика особенностей речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста. Приведены меры по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста в рамках службы ранней помощи.

Принято считать, что дошкольный возраст является особым периодом жизни маленького малыша. Объясняется тем, что в данный возрастной период происходит активное психическое и физическое развитие, которое является основой и потенциалом дальнейшего формирования и становления дошкольника как индивидуума [3].

 

Ученые Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. М. Жукова, Т. Б. Филичева занимались исследованиями детской речи. Авторы в своих работах доказали, что любое нарушение отражается на поведении детей в ходе развития речевой деятельности. Актуальной проблемой является наиболее раннее выявление факторов риска в развитии речи ребенка, которые могут стать предпосылками к развитию речевых нарушений в дальнейшем.

Развитие мышления и речи ребенка младшего дошкольного возраста происходит параллельно ознакомлению с окружающей действительностью. На ранних этапах ребенок усваивает родной язык со значительными индивидуальными расхождениями, которые проявляются в разном темпе накопления детьми первых слов, переходе от первых фраз к развернутой самостоятельной речи. С одной стороны развитие словаря дошкольника тесно связано с формированием мышления, а с другой стороны – с развитием всех компонентов речевой системы: фонетико – фонематического и грамматического оформления. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе речевой и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми [2].

В условиях дошкольного учреждения планируются и открываются службы ранней помощи детям и семьям воспитанников. Разрабатываются положения об оказании ранней помощи всеми специалистами детского сада. В службе ранней помощи состоят специалисты разного профиля: учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Обработав запросы от родителей, специалисты начинают работу с диагностики, целью которой является выявление особенностей физического, психического и речевого развития ребенка. Проведённый диагностический срез с целью исследования речевой деятельности и мыслительных операций детей младшего дошкольного возраста и обработка результатов позволяют сформулировать следующие направления специальной работы. Логопедическая помощь носит консультативный характер по профилактике нарушений речи. Направления работы ведутся по развитию всех сторон речи: развитию слуховых ориентировочных реакций, обогащение словаря, развитие активной речи, формирование грамматического строя речи.

Для увеличения активного и пассивного словаря предлагаются лексические темы для работы с детьми: «Игрушки», «Овощи», «Транспорт», «Люди», «Звери», «Птицы», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Растения», «Времена года», «Профессии», «Части суток». Формировать грамматический строй речи играми: «Один – много», «Мой, моя, мои, моё» (учить ребенка правильно использовать род притяжательных местоимений), «Какой, какая, какое, какие» (учить ребенка согласовывать прилагательные со словами существительными), «Назови ласково» (учить ребенка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Что сделал?» (учить ребенка использовать глаголы с различными приставками), «Что с чем? Кто с кем?» (практическое усвоение предлога «С»), практическое усвоение предлогов «ЗА», «К», «БЕЗ», «ОКОЛО».

В работе с детьми над правильным речевым высказыванием, можно и нужно применять театрализованные логопедические сказки, именно сказки способствуют развитию слухового внимания, памяти, воображения, логического мышления [1].

Таким образом, механизм речевой деятельности неразрывно связан и функционирует с процессами мыслительной операции. Профилактика речевых отклонений и мышления имеет важную роль, с помощью которой ребенку передают необходимые сведения об окружающем, формируют соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.

Библиографический список

  1. Ильина О. В., Дудка И. С., Гальцова П. С.Логопедические сказки для самых маленький. – М.: Тц Сфера, 22018.
  2. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
  3. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2016.
Просмотров: 385
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Астахова Валентина Ивановна. Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Фокеева Елена Александровна. Статья на тему: Современный подход для создания оптимальных условий направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Гущина Юлия Викторовна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»
  • Николина Татьяна Анатольевна. Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством информационно — коммуникационных технологий»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Чекулаева Галина Михайловна. Проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Я скажу тебе словечко»
  • Романовская Татьяна Анатольевна. «Роль театрализованной игры в развитии речевых навыков детей младшего дошкольного возраста»
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
  • Лышнова Надежда Ивановна. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь