Подготовила Чекулаева Галина Михайловна
Актуальность:
Речь, как мы знаем, является один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. ФГОС предполагают деятельностный и комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать презентацию
Одним из основных видов деятельности дошкольников является игра. Ребенком в игре накапливается значительный опыт и представления, которые он связывает со словом. Игра становится сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать их язык. Поэтому именно игровая деятельность является самым эффективным методом в работе по развитию речи младших дошкольников. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Задачи проекта:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
- повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Продолжительность: 2 месяца
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители
Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный этап.
- Подборка и изучение методической литературы по теме;
- Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта);
- Анкетирование родителей по теме;
- Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
- Разработка перспективного плана работы;
- Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
- Создание «Центра развития речи» в группе;
II этап. Этап реализации проекта.
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в рамках проекта с включением дидактических игр или в форме дидактических игр
Изготовление лэпбука «Что нам осень подарила»
Цель: формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Лэпбук включает в себя 8 дидактических игр:
«Морковка от зайчика» Цель: формировать умение узнавать и называть предмет и его основные признаки
«Что в корзинку мы кладем» Цель: упражнять в употреблении обобщающих слов (фрукты, овощи)
«Красный грибок полезай в кузовок» Цель: формировать умение выделять и называть признаки предмета
«Составь картинку» Цель: формировать умение выделять и называть словом части предмета, его внешние признаки
«Противоположности» Цель: формировать умение детей использовать в речи слова-антонимы, учить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов
«Подбери по цвету?» Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов.
«Разложи по порядку» Цель: формировать умение распределять предметы по размеру, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие размер предметов.
«Осенние загадки» Цель: формировать умение узнавать и называть предмет по его характерным признакам
Картотека дидактических игр, в которую вошли игры на формирование словаря детей: «Огородник», «Один, два, много», «Назови одним словом», «Зайкины игры и загадки», «Коза с козлятами», «В гостях у лесовичка», «Скажи, какой», «Скажи наоборот», «Что лишнее», «Мишка в гостях у детей», «Добавь слово», «Назови, что это, и скажи, какой», «Встань в круг», «Чудесный сундучок».
Словесные игры: «Доскажи словечко», «Кто о чем говорит», «Что так называется», «Сказочные клубочки»
Цель: развитие словотворчества у детей
Настольный театр: «Репка»
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
Театрализованные игры: «Овощи» (по стих-ю Ю.Тувима), «Репка» (русская народная сказка), «Пых» (белоруская народная сказка)
Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «День рождения Степашки», «Детский сад», «Сварим куклам обед», «Семья», ежедневные сюжетные мини – игры «В лес по грибы», «Посылка из деревни»
Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.
Подвижные игры с речитативами: «У медведя во бору», «Огуречек, огуречек…», «Мыши в кладовой», «Куры в огороде».
Цель: активизировать словарь детей, развивать монологическую речь
Пальчиковые игры: «Капустка», «Овощи», «Удивлялки», «У медведя во бору»
Цель: активизировать словарь детей, развивать монологическую речь
Чтение художественной литературы: отгадывание загадок, загадок-добавлялок,
Цель: активизировать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.
Работа с родителями
- Анкетирование «Речевое развитие вашего ребенка»;
- Консультация для родителей по темам: «Говорим с ребенком правильно»; «Игра в развитии речи ребенка»,
- Информационный буклет «Формирование словаря детей»;
- Участие родителей в фотовыставке «Играем вместе с мамой».
III этап. Заключительный этап.
- Подведение итогов проекта «Я скажу тебе словечко»;
- Фотовыставка «Играем вместе с мамой»;
- Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
- Фотоотчет проведения проекта «Я скажу тебе словечко».
|