Автор: Воеводина Ольга Серафимовна Россия, город Ханты-Мансийск
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка
Концепция модернизации Российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Дошкольное образовательное учреждение – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.
Скачать конспект
Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формулируется и развивается личность ребёнка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей жизни. Прямая функция семьи как социального института – обучение ребёнка: социальному опыту, который накопил человечество; культуре страны, её нравственным нормам, традициям народа.
Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей современного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитие ребенка. И самая большая опасность – в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме.
Большое количество исследований посвящено проблеме взаимодействия образовательного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Е.П. Арнаутова, В.П. Дубова, Л.В. Загик, Н.М. Метенова и др.). Педагоги и психологи единодушны во мнении, что родителям необходимо педагогическое сопровождение и поддержка в выполнении их родительских функций, так как родительство – важная часть самореализации человека.
Образовательное учреждение является открытой системой, и взаимодействие с родителями имеет большое значение для повышения их воспитательного потенциала, развития их рефлексии, что благотворно сказывается на воспитании детей.
Стало очевидно, при включении родителей в воспитательно-образовательный процесс, необходимо говорить о важности адаптации малыша. Эта проблема актуальна, так как в дальнейшем она скажется на его личности развития, включая познавательный компонент. Оптимальной формулой сотрудничества с семьей станет создание родительского клуба «Вместе с мамой», в рамках которого взаимодействие родителей и педагогов способствует налаживанию тесного контакта между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Главное направление деятельности клуба является педагогическое просвещение родителе по вопросам адаптации детей младшего возраста.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению статуса семьи, передачи опыт в воспитании детей.
2. Цели и задачи
Цель: Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации.
Задачи:
- Познакомить родителей с возрастными, а также индивидуальными особенностями их детей в процессе разных видов детской деятельности;
- Обеспечить эмоциональный комфорт ребенку, преодоление симбиотической связи его с мамой и способствовать развитию самостоятельности у ребенка;
- Обучить родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования, умению организовывать на их основе развивающие игры в самостоятельной деятельности с ребенком;
- Способствовать развитию у ребенка познавательных процессов (внимание, память, мышление);
- Обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями и положительными
эмоциями.
3. Механизм реализации проекта
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
- Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
- Создание системы взаимодействия с родителями.
- Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
- Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом).
Основные целевые группы участников проекта: Дети, воспитатели, родители, специалисты учреждения.
4. Прогнозируемые результаты
Предполагается, что в проекте будут принимать участие 35 детей в возрасте
от 1,6 до 3 лет, 70 родителей, 2 воспитателя. За период в 6 месяцев будет создана
и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов учреждения,
направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям организации,
сокращение периода прохождения детьми острой и предострой фаз адаптации,
облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Ожидаемые результаты:
- Повышение компетентности родителей в вопросах адаптации детей младшего дошкольного возраста,
- Налаживание тесного взаимодействия воспитателей, детей и родителей,
- Повышение заинтересованности родителей в популяризации семейного опыта воспитания,
- Активность родителей в сотрудничестве.
5. Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса
- Индивидуальная работа с детьми воспитателя и специалистов учреждения,
- Работа с родителями
Предпроектный этап:
- Создание банка данных о будущих воспитанниках,
- Знакомство с родителями,
- Изучение литературы по данной теме,
- Создание развивающей среды.
Этапы проектной деятельности: Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду, индивидуальные беседы воспитателя с родителями, гостиная для родителей.
Сроки реализации проекта 6 месяцев
Основные направления работы родительского семейного клуба:
Просветительское — предоставление информации об адаптации дошкольника младшего возраста.
Практико-направленное — повышение заинтересованности родителей в выполнении общего личностно-значимого дела, содействие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания, создание условий для реализации собственных интересов).
6. Принципы взаимодействия с родителями
- Ориентация всех субъектов образовательного процесса на взаимодействие,
- Преемственность,
- Природосообразность (учета индивидуальных особенностей ребенка),
- Гуманистическая направленность.
Время проведения заседаний клуба — 1 раз в месяц
1 этап — подготовительный
- Подготовка нормативно-правового сопровождения деятельности родительского клуба.
- Анкетирование родителей по вопросам в подготовке поступления в дошкольное учреждение детей младшего возраста.
- Разработка перспективного плана работы родительского клуба.
2 этап — организационный
- Подготовка конспектов мероприятий по перспективному планированию работы с родителями,
- Подготовка рекомендаций, памяток, приглашений для родителей.
3 этап — практическая деятельность
- Организация и проведение встреч с родителями,
- Консультативная помощь специалистов дошкольного учреждения по запросам родителей.
4 этап — аналитический
- Презентация итогов работы клуба,
- Анкетирование родителей для выявления уровней компетентности,
- Анализ включенности родителей в работу клуба.
- Презентация проекта в конкурсах проектов по созданию новых форм работы дошкольных учреждений с семьями воспитанников.
Перспективный план деятельности родительского клуба «Вместе с мамой»
№
|
Тема
|
длительность
|
Сроки реализации
|
Форма проведения
|
1
|
Давайте познакомимся, все в сад. Готовность № 1
|
30-40мин
|
сентябрь
|
Круглый стол
|
2
|
Роль родителей в развитие ребенка
|
30-40мин
|
октябрь
|
диспут
|
3
|
Развитие речи, игры, общения, личность ребенка
|
20- 30 мин
|
ноябрь
|
Круглый стол
|
4
|
Практическая деятельность
|
30 мин
|
Декабрь
|
Круглый стол
|
5
|
Практическая деятельность
|
30 мин
|
Январь
|
Круглый стол
|
6
|
Итоговая встреча
|
40 мин
|
февраль
|
Круглый стол
|
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. Ярославль,2000
2. Алябьева Е.А. Тематические дни недели в детском саду. Т. Ц., М.,2005
- Аверина И.Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. М.,2008
4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л.. Прогулки в детском саду. ТЦ М.,2009
- Михайлова М.А Детские праздники,игры, забавы, фокусы. «Академия развития», Ярославль,2000
- Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель»
Воронеж,2006
7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, М.,2000
- Якушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Изд-во «Мозайка-синтез»,
М.,2009
9. Закон РФ «Об образовании».
;10.Конвенция о правах ребенка.
11.Литературные тексты для детей 2-3 лет (потешки, прибаутки, стихи, загадки,сказки),изд.~вента,2011
12.Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль,2000
13 .Школа рисования для малышей. «Росмен»,2005
|