МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК"
ПОДГОТОВИЛИ, АЛЕКСАНДРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ЛОГОПЕД
ПОНОМАРЁВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Березка»,
ПОС. ЗДРАВНИЦА, СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Посещение с детьми выставки "РУССКАЯ МАТРЁШКА" С УЧАСТИЕМ В МАСТЕР-КЛАССЕ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Скачать конспект
Коррекционно — образовательные:
- закрепление знаний детей о русском народном творчестве. Матрёшка.
Коррекционно — развивающие:
- развитие неречевых психических процессов
- развитие слухового внимания, слуховой памяти
- развитие зрительной ориентировки на собеседника
- коррекция речевых нарушений
- развитие умения удерживать губы и язык в заданном положении
- укрепление мускулатуры языка и щёк
- тренировка подвижности языка
- укрепление жевательных артикуляторных мышц
- стимуляция речевого дыхания
- развитие мелкой моторики
- развитие слуха, темпа и ритма движений
- развитие координации движений.
Коррекционно — воспитательные:
- воспитание произвольного поведения во всех видах игр
- воспитание личностных качеств
- развитие чувства коллективизма, умения соблюдать правила.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Вход в зал под музыку.
Ходьба является вводным упражнением. Она формирует чёткую координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание.
«Улыбка» на лице.
Упражнение на развитие мимики направлено на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щёк)
Приветствие.
Каждый раз приветствие звучит одинаково и этим настраивает детей на занятие.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Загадка
Введение в тему. Создание проблемной ситуации.
Сравнительный анализ количества и величины предметов.
Презентация «Русская матрёшка» — слайд-шоу.
Использование современных технических средств обучения для развития памяти, обогащения пассивного и активного словарного запаса.
Танец «Мы – весёлые матрёшки».
Данное упражнение направлено на развитие чувства ритма. Основная задача – формировать у детей чувство музыкального ритма в движении. Также способствует развитию координации и ловкости движений.
Артикуляционная гимнастика.
Данный комплекс направлен на развитие подвижности языка, губ, челюстей. Учит удерживать губы и язык в заданном положении. Укрепляет мускулатуру языка и щёк. Способствует переключаемости артикуляционных движений. Помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Пальчиковая игра «Ватрушки»
Речевая пальчиковая игра с элементами самомассажа. Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Упражнение способствует скорейшему речевому развитию.
Упражнение «Нанизываем баранки»
Упражнение развивающее неречевые процессы – мелкую моторику, координацию движений, мышечный тонус.
Игра «Матрёшки и мышь»
Данное упражнение воспитывает устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Развиваются все виды памяти – моторная, зрительная, слуховая. Учит ориентироваться в пространстве, соблюдать правила, работать в коллективе.
Раскрашивание матрёшек.
Упражнение развивает мелкую моторику, учит ориентироваться на листе бумаги, подготавливает руку к письму.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Оценка работы детей.
Выход из зала под музыку.
Ходьба является заключительным упражнением. Она формирует чёткую координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
"В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК"
МУЗЫКА (русская народная плясовая)
Дети входят в зал под русскую народную плясовую, руки придерживают края юбки, губы в "улыбке". Идут произвольным шагом.
ПРИВЕТСТВИЕ:
Педагог (пропевает): Добрый день!
Дети (отхлопывают): Здравствуйте!
Педагог:
Девочки, послушайте загадку:
Они и летом, и зимой Любят жить одна в одной. Принесите им сапожки - И пойдут плясать.... (МАТРЁШКИ)
Помните, мы были в гостях у Матрёшек? А сегодня они пришли в гости к нам!
Педагог расставляет матрёшек.
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка.
(Взять в руку одну) А сколько в руке? (одна)
Сколько стало матрёшек? (много)
Какая самая маленькая? (последняя)
Какая самая большая? (первая)
Педагог:
Русский народ любит своих детей. Вот и придумали народные мастера матрёшку, которая считается самой любимой детской игрушкой.
Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РУССКАЯ МАТРЁШКА"
МУЗЫКА (фон — народная мелодия)
ЗАСТАВКА
Педагог: (СЛАЙД 1)
Матрёшка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрёшке, Как в доме деревянном.
(СЛАЙД 2)
Первая матрёшка появилась в России много-много лет назад. Это была деревянная кукла, изображавшая девушку в русском сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове. В руке кукла держала чёрного петуха.
(СЛАЙД 3)
Как вы думаете, из чего сделана матрёшка? (из дерева)
Сначала надо выточить из дерева заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой матрёшечки, порой она меньше ногтя. Затем больше и больше.
(СЛАЙД 4)
Очень любят все матрёшки Разноцветные одёжки: Всегда раскрашены на диво Очень ярко и красиво.
Яркими, весёлыми красками художник распишет матрёшек, "оденет" их в нарядные одежды. Иногда фигурки покрывают лаком.
(СЛАЙД 5)
Цветастое платье, Румяные щёчки! Её открываем - В ней прячется дочка.
(СЛАЙД 6)
И вот уже улыбается русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с дружной семейкой. Внутри самой большой куклы помещается целое семейство.
(СЛАЙД 7)
Матрёнами в то время называли очень много девочек. Вот и игрушку ласково стали называть Матрёшей, Матрёнушкой.
(СЛАЙД 8)
Матрёшки танцуют, Матрёшки смеются И радостно просят Тебя улыбнуться.
(СЛАЙД 9)
Как вы думаете, какой человек их смастерил — добрый или злой?
Конечно, добрый. Его доброта поселилась в каждой матрёшке. Поэтому матрёшку любят и взрослые, и дети.
(СЛАЙД 10 заключительный)
Педагог:
И весёлые матрёшки Разноцветные одёжки- Громко хлопают хлопушки И танцуют топотушки!
ТАНЕЦ "МЫ — ВЕСЁЛЫЕ МАТРЁШКИ"
слова и музыка Г.Ф. Вихаревой
Мы весёлые матрёшки, руки на пояс, "пружинки"
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки. ноги на пятку поочерёдно
Ладушки, ладушки. ПРОИГРЫШ кружатся один круг В сарафанах наших пёстрых, руки за юбочку Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сёстры, также + повороты туловища Ладушки, ладушки. ПРОИГРЫШ кружатся один круг Нарядили нас в платочки, руки за концы платочков
Ладушки, ладушки. Раскраснелись наши щёчки, ладошки к щёчкам и качаем головой. Ладушки, ладушки.
ПРОИГРЫШ кружатся один круг
Педагог:
Ну, матрёшки, все на диво Танцевали вы красиво. Теперь давайте отдохнём, Чаю сладкого попьём.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА "САМОВАР"
Иван Иваныч Самовар надуваем щёки и удерживаем 3-5 сек.
Был пузатый самовар, Трёхведёрный самовар. В нём качался кипяток, поочерёдно надуваем правую и левую щёки, Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной в другую
Разъярённый кипяток, Лился в чашку через кран, сжимаем губы, надуваем щёки, удерживаем Через дырку прямо в кран, 2-3 сек. и выпускаем через губы, произнося Прямо в чашку через кран. "Пых!"
"ЧАШЕЧКА"
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка приподняты, но зубов не касаются.
Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.
"ПОДУЕМ НА ГОРЯЧИЙ ЧАЙ"
Дети вытягивают губы вперёд длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной.
Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох, стимулирует речевое дыхание.
"КОНФЕТКА"
Рот закрыт.
Напряжённым языком упираются то в одну щёку, то в другую.
Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щёк.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ"
Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю.
Упражнение укрепляет мышцы языка и губ, развивает подвижность языка.
"КУСОЧЕК ПИРОГА"
Открывают рот, расслабленный язык кладут на нижнюю губу и покусывают язык зубами.
Упражнение способствует расслаблению мышц языка, снимают напряжение.
Педагог:
Чаепитие продолжается с хлебом, с плюшками,
С вкусными ватрушками.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "ВАТРУШКИ"
Тюшки — тютюшки! хлопаем в ладоши Будем печь ватрушки! Тесто замесили мы, пощипываем себя по бёдрам Сахар положили мы, "посыпаем сахар" двумя руками
Ягоды, творог — "лепим пирожки" Лепим пирожок. Тюшки — тютюшки! хлопаем в ладоши Кушайте ватрушки! вытягиваем руки вперёд, развернув ладони вверх
Педагог:
Матрёшки тоже принесли нам угощение — баранки к чаю, но по дороге случилось несчастье — верёвочка порвалась и баранки рассыпались. Давайте поможем матрёшкам нанизать баранки на верёвочку.
Дети садятся к столу.
МУЗЫКА (русская народная мелодия)
УПРАЖНЕНИЕ "НАНИЗЫВАЕМ БАРАНКИ"
Педагог:
Чай попили и поели, Поиграть мы захотели.
ИГРА "МАТРЁШКИ И МЫШЬ"
музыка М.Ю. Картушиной
Вот матрёшечки гуляли, гуляют по залу, "собирают ягоды"
В лесу ягоды искали. Вот, так-так, да вот, так-так, В лесу ягоды искали. Под кусточком посидели, присаживаются и "едят ягоды" с ладошки
Вкусны ягоды поели. Вот, так-так, да вот, так-так, Вкусны ягоды поели. Как матрёшечки устали- закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку
Под кусточком задремали. Вот, так-так, да вот, так-так, Под кусточком задремали. А потом они плясали, выставляют ножку на пятку
Свои ножки показали. Вот, так-так, да вот, так-так, Свои ножки показали. Только слышат вдруг подружки: прислушиваются
Прямо на лесной опушке Побежали по дорожке Чьи-то серенькие ножки. (педагог незаметно подбрасывает мышку) - Ой, Матрёшка, берегись! подбегают к педагогу и прячутся.
Оказалось, это мышь!
Педагог:
Поплясали, поиграли И немножечко устали. Будем, дети, отдыхать И матрёшек наряжать.
Дети садятся к столу.
Педагог:
Давайте украсим платочки матрёшек волшебным горошком.
МУЗЫКА (фон — русский народный наигрыш)
Дети раскрашивают горох на платках бумажных матрёшек.
Педагог:
Посмотрите, сколько красивых матрёшек появилось у нас.
Дети встают и строятся на выход. Губы в «улыбке», плечи расправлены.
Педагог:
Такую игрушку — матрёшку делают только в России. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле.
МУЗЫКА
ВЫХОД из зала под русскую народную плясовую.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- "Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет", автор М.Ю. Картушина, Москва, ООО "ТЦ Сфера" 2008 г.
- "Споём, попляшем, поиграем" Песенки-игры для малышей, автор Г.Ф. Вихарева, Санкт-Петербург, "Музыкальная палитра" 2011 г.
|