Подготовили: учитель-логопед В.А. Драганчук, музыкальный руководитель А.П. Савинова Программные задачи: 1.Развитие слухового внимания. 2.Развитие пространственной ориентации движений, общей и тонкой моторики. 3.Расширение и активизация словаря по лексической теме. 4.Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями. 5.Формирования, развитие и коррекция слуха-зрительно-двигательной координации. Материал для занятия: Магнитофон, аудиозаписи, мультимедийный проектор, презентация «Дикие животные», картинки для игры «Облака». Ход занятия
1.Вводная ходьба. Приветствие. Логопед: Собрались и полетели Утки в дальнюю дорогу Под корнями старой ели Мастерит медведь берлогу Заяц в мех оделся белый Стало зайчику тепло Носит белка месяц целый Про запас грибы в дупло Рыщут волки ночью темной За добычей по лесам Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса. Приближается зима, и все лесные звери готовятся к ее приходу. Давайте сегодня отправимся в лес и понаблюдаем за ними. 2.Упражнение на развитие основных движений «Лесная зверобика» Под звуки музыки дети гуляют по залу. Музыкальный руководитель произносит текст. Добрый лес, старый лес Полон сказочных чудес! Мы идем гулять сейчас И зовем с собою вас! Мышка, мышка, Серое пальтишко. Мышка тихо идет, В норку зернышко несет. (Мягкий, пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью). А за мышкой шел медведь, Да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!» (Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне. Руки перед грудью слегка согнуты в локтях, словно мишка держит бочонок с медом.) А веселые зайчата – Длинноухие ребята – Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.)
Шел по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами!
(Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.)
Ой ты, дедушка-ежок,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Теплые сапожки!
(Легкий неторопливый бег на носках, Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.)
Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.
(Шаг на четвереньках, движение рук и ног поочередно.)
Логопед:
Вот сколько разных зверей мы встретили. Каждый из них готовится пережить холодную зиму. А привереда-медведь никак не может найти себе место для берлоги.
4.Упражнение на координацию речи и движения «Про медведя»
Дети проговаривают текст.
Ходит по лесу медведь, Дети идут друг за другом вперевалочку.
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть, Разводят руки в стороны, спрашивая.
Чтобы мог медведь присесть? Высматривают из-под руки подходящее место.
То высок пенек, Поднимают руки на уровень груди.
То торчит сучок, Сжимают пальцы одной руки в кулак и отстав-
ляют большой палец в сторону.
То мокрый мох, Сжимают и разжимают пальцы, развернув
То мох пересох. ладони вниз, вверх.
Ох! Вытирают ладонью лоб.
То низкий пень, Нагибаются и показывают руками высоту пня.
То густая тень, Разводят руки в стороны и смотрят вверх.
То узкий ров, Приближают руки, развернув ладони друг к другу
То гнездо муравьев, Показывают руками холмик, соприкасаясь
пальцами.
То кричит сорока, Взмахивают руками, как крыльями.
То колючки сбоку, Широко раздвигают пальцы.
То кустарники, Прижимают ладони друг к другу, переплетая
пальцы.
То речка – Разводят руки в стороны.
Нет хорошего местечка. Качают головой.
Эта сказка о медведе, Покачиваясь, переступают с ноги на ногу.
О медведе-привереде.
Логопед:
Украшать собой леса
Видно создана лиса
Рыжая красавица
Всякому понравится
Лиса такая красивая, потому что она каждый день массаж делает.
3.Массаж «Лиса» (дети выполняют массажные движения в соответствии с текстом).
Музыкальный руководитель:
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.)
Логопед: Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
5.Упражнение для языка «Мишка слизывает мед»
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Логопед: А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
Упражнение для мышц шеи «Медведь отмахивается от пчел»
Круговые повороты головы.
Муз.руководитель:
А теперь давайте споем о лесных зверях.
6.Чистоговорки:
Ду-ду-ду – по тропинке я иду
Ды-ды-ды – вижу на снегу следы
Де-де-де – лесные звери где?
Ди – ди –ди – я их вижу впереди.
7.Песня «Звери»
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.
Логопед:
У всех зверей есть свой дом, где они прячутся от непогоды.
8.Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы на обеих руках: по
Белочке в дупле на ели. одному пальцу на каждое двустишие.)
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
Муз.руководитель:
А серый заяц не боится непогоды. И охотника он тоже не боится.
9.Подвижная игра «Поймай-ка»
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Исходное положение. Дети стоят в кругу, в центре – ребенок. Это зайка. За кругом – «охотник».
Ход игры. На первые две строки текста дети выполняют прыжки на двух ногах. Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На текст двух последних строк «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоит на месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста «охотник» догоняет «зайку» точно по его следу.
Муз.руководитель:
Вот какой ловкий зайка. А по осеннему небу плывут облака, которые похожи на диких животных.
10.Игра на внимание «Облака»
Дети под спокойную музыку двигаются по залу врассыпную, с остановкой музыки логопед показывает силуэт облака. Дети принимают позу того животного, на которое похоже облачко.
Логопед:
Вот мы и понаблюдали за тем как животные готовятся к зиме.
А теперь нам пора прощаться.
До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли
На полянке поскакали
Подружились мы с тобой
Нам теперь пора домой.
11.Дети под музыку выходят из зала.
|