Учитель-логопед Бочкарева И.В.
Российская модель современного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.
В настоящее время контингент воспитывающихся в детском доме достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особенно это заметно у детей младшего школьного возраста. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации.
За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие, общее недоразвитие речи-III уровня, фонетические дефекты, обусловленные стертой дизартрией. А поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма (Р. Е. Левина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев), следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дисграфии и дислексии, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.
В начале учебного года все воспитанники детского дома проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы. С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий по группам и индивидуально.
Но решая проблемы нарушения в развитии устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутри личностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемости детей.
Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории детей.
В нашем учреждении в последние годы сформировалась целостная система педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речи в общеобразовательную среду. В процессе работы решаются основные логопедические задачи:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди воспитателей.
Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Используются методы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов, эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний), формирование адекватной самооценки.
Одним из ведущих направленийв работе учителя — логопеда является просвещение воспитателей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет воспитателям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи детей.
Главный педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе. В настоящий момент сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями. Учителем-логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений, которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. Такие упражнения подходят как для фронтальных, так и индивидуальных логопедических коррекционно-развивающих занятий. Учителя используют их на различных этапах уроков, применяют при организации динамических пауз и физминуток.
Важным направлением в работе является сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя группы. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:
- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы (исключается дублирование занятий логопеда)
- активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных возможностей детей с нарушением речевого развития во внеурочной деятельности
- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных способов социального взаимодействия.
Воспитателем группы применяются методы педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речевого развития, направленные на активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей, специфика которых негативно отражается на процессе адаптации данной категории детей.
Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется на протяжении всей работы группы: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия во внеурочной деятельности. Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей в коллективную деятельность.
Воспитатель совместно с учителем- логопедом планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное от занятий время таким детям предлагаются индивидуальные карточки по развитию речи и сопутствующие к ним инструкции. Так же детям предлагаются настольные игры и познавательные папки дидактического характера. Дети их любят, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера. В режиме работы группы дети посещают театральный кружок. Театральные занятия поддерживают речевое общение, побуждают внимательно слушать других. Дети с речевыми нарушениями наравне со всеми участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх, пишут стихи.
Проводятся внеклассные мероприятия в форме игр-путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых занятий, которые помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе. На таких мероприятиях, как «Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука» и т. д.
С воспитанниками детского дома осуществляется проект по иллюстрациям сказок Ю.Васнецова.
Цель данного проекта формирование связной последовательной речи и развитие интереса к книге с помощью книжной графики Ю. Васнецова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова через иллюстрации к русским народным сказкам, к потешкам, и авторским сказкам.
- закреплять умение пересказывать сказки, совершенствовать интонационную выразительность речи
- учить внимательно слушать загадки и отгадывать их
- закреплять представления о книжной графике, о творчестве художника-иллюстратора русских народных сказок Ю. А. Васнецова
- развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение
- совершенствовать мелкую и общую моторику
- воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству.
В данном проекте проводится чтение детям русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю.А. Васнецовым, «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад», «Скок-поскок»; Знакомство со средствами выразительности рисунка: О том, как Ю. Васнецов животных рисовал; Дидактические игры; лепка: «Красивая лошадка»; рисование: «Заячья избушка», «Теремок»; инсценировка сказки «Заячьи слёзы», «Теремок».
В завершении проекта провели диагностику, которая показала уровень развития сюжетных композиций в рисунках детей. Результат детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации – 6, на среднем уровне находятся 3 человека и 1 ребенок имеет низкий уровень. Проанализировав ответы детей можно сделать вывод, что все дети в той или иной степени поняли содержание иллюстраций, соответственно тексту произведения.
Участвуя в данном проекте дети с речевыми нарушениями становятся активными участниками. А на подготовительном этапе этих мероприятий им оказывалось логопедическое сопровождение: контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи.
Практические результаты подобной совместной работы учителей, логопеда и воспитателей дают положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В нашем детском доме из 26 воспитанников, зачисленных в логопедические группы в 2013-2014 учебном году, у 70% обучающихся были устранены проблемы устной речи к концу учебного года. Остальные обучающиеся продолжают коррекционные занятия.
В ходе педагогического сопровождения у детей с нарушениями речи происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.
Список литературы
- Грачева И.А., МаландинаС. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010. -№4. — с. 58-65
- Данилюк Л.А. Инновации в деятельности школьного логопеда// Логопед. — 2010. -№3. — с. 105-109
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005
- Касаткина П.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. — Волгоград, 2005.
|