План.
- Алалия и задержка речевого развития.
- Алалия и иные дефекты, сопровождающиеся отсутствием речи.
- Обследование неговорящих детей.
- 1. Выявление сенсорных нарушений.
- 2. Выявление моторных нарушений.
- 3. Постановка диагноза.
- Развитие слухового восприятия при сенсорных нарушениях (формирование первоначальной способности к пониманию речи).
- 1. Различение неречевых звуков.
- 2. Узнавание голосов.
- 3. Восприятие звукоподражаний.
- Формирование двигательных функций при моторных нарушениях.
- 1. Выполнение действий по подражанию.
- 2. Совершение действий с опорой на непроизвольные движения.
Мы будем говорить о недоразвитии речи, выраженном в самой тяжелой форме – пол-ного (или почти полного) отсутствия речи. Цель семинара – дать методику формирования у неговорящих детей первоначальных речевых возможностей: элементарного словаря и простейшей фразы (с некоторыми элементами грамматического оформления), то есть «запустить» речь у неговорящего ребенка. По-поводу того, как заниматься с детьми уже говорящими (с общим недоразвитием речи) существует достаточное количество литературы.
Отсутствие речи может сопровождать различные нарушения: ринолалию, анартрию, афазию, тяжелую умственную недостаточность, невротический мутизм.
При ринолалии речь не развивается в результате серьезных анатомических дефектов полости рта. При анартрии речь не возникает из-за существенной недостаточности ин-нервации речевых мышц. При афазии происходит не недоразвитие речи, а ее потеря в результате мозговых повреждений. Мутизм – это тоже утрата речи, но в результате ост-рой психической травмы.
Эти патологии мы рассматривать не будем, так как их коррекция осуществляется свои-ми собственными комплексами мер. При тяжелой умственной недостаточности речь, в принципе, невозможна.
При алалии, задержке речевого развития и аутизме возможны схожие методы фор-мирования речи. Ее отсутствие здесь не вытекает из органических повреждений слуховых и двигательных функций, а также умственной отсталости (по последнему пункту аутизм иногда может быть исключением).
При алалии и ЗРР недоразвитие речи проявляется схожим образом и носит первич-ный характер – то есть не является следствием иного нарушения.
Термины: алалия и общее недоразвитие речи принято употреблять как синонимы. По сути дела, это не совсем так. Как вытекает из смысла самого слова: алалия – это пол-ное или почти полное отсутствие речи. Под общим же недоразвитием само собой подра-зумевается, что какая-то речь у ребенка все же есть.
Алалия и общее недоразвитие речи стартуют по-разному. Речь у ребенка с самого на-чала может складываться в форме общего недоразвития со всеми его характеристиками: бедный словарь, неполноценная фраза, аграмматизмы, нарушения структуры слова и мно-гочисленные недостатки звукопроизношения. Но при этом речь все же развивается, хотя и искаженно, и медленно.
Общее недоразвитие речи может быть продолжением алалии (тогда алалия является как бы его начальной ступенью). Но совсем необязательно, что на выходе из алалии ре-бенок попадет в категорию детей с общим недоразвитием. У него может сформироваться и вполне приличная речь с незначительными особенностями.
Как вы знаете, алалии бывают трех видов: сенсорная, моторная и сенсомоторная.
При сенсорной алалии страдает импрессивная речь – то есть способность к воспри-ятию и пониманию речи. На этом фоне не формируется и собственная речь.
При моторной нарушается экспрессивная речь – то есть способность говорить при сохранении понимания речи.
Сенсомоторная возникает в результате комбинации обоих дефектов.
Речевое развитие детей, страдающих алалией, протекает по-разному.
- Речь может не возникать вовсе (ребенок остается немым) или формироваться чрез-вычайно медленно. Так что к возрасту десяти-двенадцати лет ребенок будет гово-рить, как трехлетний, неразборчиво – неполноценной, грамматически неоформлен-ной фразой с многочисленными нарушениями произношения звуков.
- Речь может, более или менее активно, начать развиваться после пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет нормальных показате-лей, и обучение в обычной школе окажется для него недоступным.
Кроме алалии отсутствие речи может быть обусловлено задержкой речевого разви-тия. Сходство и различие этих состояний.
- Сходство в том, что дети с ЗРР не говорят. У одних это вызвано затруднениями в понимании речи (что напоминает сенсорную алалию), у других – трудностями с ор-ганизацией собственных высказываний (как при моторной).
- Различие в том, что задержка речевого развития обычно преодолевается ребенком самостоятельно (часто оставляя после себя следы в виде неполноценного произно-шения звуков и предрасположенности к нарушениям письменной речи).
Бывают случаи (практически только у одних мальчиков, чаще всего наследственно обусловленные), когда ребенок примерно в три года начинает говорить вполне полно-ценной, развернутой фразовой речью, выговаривая все или почти все звуки.
Как вы знаете, сейчас задержка речевого развития наблюдается у многих детей, и, как правило, отличить ее от алалии очень трудно (здесь есть только один критерий – время, за которое задержка сама преодолевается, а алалия – нет). Поэтому, не вдаваясь в подроб-ности, с ребенком нужно начинать заниматься как с алаликом. Чем раньше начата кор-рекция, тем лучше, тем более что говорить о наличии у ребенка алалии можно с трех лет (до этого его проблема оценивается, как задержка).
Однако здесь есть одно препятствие. С трехлетним ребенком (или еще более младшим) часто практически невозможно заниматься. У него можно только в игровой форме слег-ка «подталкивать» развитие речи. Это даст определенный результат при задержке ре-чевого развития, но для коррекции алалии этот результат будет явно недостаточным. Вплотную к серьезной коррекции алалии чаще всего возможно приступить только в че-тыре года (конечно, могут быть счастливые исключения).
Обследовать речь ребенка с выраженным аутизмом вряд ли удастся, так как он не вступает в контакт. Речь ребенка с более мягкими проявлениями аутизма нужно обследовать так же, как у прочих неговорящих детей (с алалией и ЗРР).
Нужно определить, на какой почве сформировалось недоразвитие речи: на почве сенсорных или моторных нарушений или и тех, и других вместе.
Для начала опросите родителей. Как развивался ребенок, роды, лепет и т. п. На основании полученной информации не нужно делать фатальных выводов. Иногда вполне благополучный ребенок может иметь крайне тяжелые нарушения и наоборот. Основное, что нужно выяснить, как развивалась речь.
Возможно, ребенок частично или полностью утратил имевшуюся прежде фразовую речь без видимых причин – это может говорить о детской шизофрении. Если речь полностью утратилась после стресса, у ребенка может быть невротический мутизм. Если речь исчезла или регрессировала после мозговой травмы, может быть афазия. В этих случаях направьте ребенка к неврологу.
К информации, полученной от родителей, относитесь крайне осторожно – она может быть недостоверна полностью или в отдельных частях.
|