Подготовительная к школе логопедическая группа
(Открытый показ на творческом отчете)
Разработали и провели занятие: Воспитатели: Малинина Татьяна Александровна Попова Елена Юрьевна Учитель-логопед: Якуш Ирина Сергеевна Серпухов, 2015 МДОУ Детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие,
- Физическое развитие,
- Социально-коммуникативное развитие.
Интегрируемые задачи:
Познавательное развитие:
- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок)
- формировать запас литературных, художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества
- формирование потребностей в чтении (восприятии) книг
- развивать индивидуальные литературные предпочтения
- воспитывать интерес к сказкам.
Речевое развитие:
- развивать речь, все компоненты устной речи, ее интонационную выразительность, память
- развивать у детей речевое творчество, творческое воображение, учить вживаться в художественный образ
- развивать навыки импровизации, понимать эмоциональное состояние героев сказок
- развивать интонационную выразительность речи
- обогащать словарный запас детей
- развивать свободное речевое общения со взрослыми
- воспитывать интерес к литературе, развивать умение аргументировать свои симпатии и антипатии.
Физическое развитие:
- формирование у детей потребности в двигательной активности
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать коммуникативные навыки: умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе
- воспитывать культуру поведения
- воспитывать доброту, желание оказывать помощь
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, честность и справедливость в игре.
Оборудование: «Цветик – речецветик», волшебный узелок, набор книг русских народных сказок, аудиозаписи, шарики «суджок», волшебный клубок.
Предварительная работа:
- Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
- Рассказы детей о любимых книгах;
- Оформление тематической выставки книг;
- Оформление выставки детских рисунков героев любимых книг;
- Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.
Словарная работа: волшебная, чудесная, поучительная, остроумная, загадочная, необычная, мудрая.
Ход НОД:
Звучит музыка песни «В гостях у сказки». Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.
Первый ребенок:
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет, Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот. И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой, Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
Второй ребенок:
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит, Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт. Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет, Русская народная, но доселе модная!
Логопед: — А попасть в сказочную страну нам поможет «Цветик – речецветик»
(на доску вывешен цветок с шестью лепестками)
Логопед: — Почему на нашем цветке такие интересные лепестки?
Дети: — На них написаны правила.
Логопед: — А что это за правила?
Дети: — Эти правила помогают нам правильно говорить.
Логопед: — А зачем нам в сказочной стране правильно говорить?
Дети: — Чтобы правильно и красиво рассказывать сказки.
Логопед: — Давайте вспомним эти правила.
УХО – слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
ЯЗЫК – язычком своим играем, напрягаем, расслабляем.
ГУБЫ – губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
ДЫХАНИЕ – плавно долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
РУКА – с пальчиками мы играем, лучше речь мы развиваем.
КНИГА – книги разные читаем, в них о многом мы узнаем.
Логопед: — Эти правила и помогут нам в сказочной стране. Давайте скажем волшебные слова:
Раз, два, три (хлопки) – обернись,
В сказочной стране очутись…
Звучит музыка, появляется Василиса Премудрая.
Василиса: — Здравствуйте, детушки! Я – Василиса Премудрая. Я рада, что вы зашли ко мне в гости. Присаживайтесь на свои места и слушайте мои сказки.
Жил – был старик, у старика был колодец, а в колодце – то елец;
Тут и сказочки конец.
Воспитатель: — Какая – то сказочка, Василиса, у тебя короткая?
Василиса: — Тогда слушайте еще одну:
Жили-были два павлина, Вот и сказки половина. Жили – были два гуся, Вот и сказка вся.
Воспитатель: — Ребята, бывают такие сказки?
Дети: — Не бывают?
Василиса: — Как не бывают? Начало есть?
Дети: — Есть
Василиса: — Конец есть?
Дети: — Есть.
Василиса: — Сказки – то короткие, а конец у них есть. А есть еще сказки, в которых вообще нет конца. Такими сказками издавна развлекали деток на Руси. Вы знаете, как называются такие сказки? (докучные)
Василиса: — А вот и моя сказка докучная:
Жил – был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу – мочало,
Не сказать ли сначала.
Василиса: — Начать? (обращается к детям)
Дети: — Да. А вы знаете такие сказки?
Дети рассказывают ту сказку, которую сами знают.
Логопед: — А докучную сказку, Василиса, можно рассказывать по – разному, с разной интонацией: спокойно, быстро, медленно, как страшную сказку, с вопросительной интонацией, с возмущением, с придуманными нелепыми движения. Давайте попробуем. Василиса, как тебе сказку рассказать?
Василиса: — Расскажите так, чтобы было страшно. А теперь, как будто вам неохота ее рассказывать. — Вы такие молодцы, все справились с заданием. Получилось весело. А теперь поиграйте с моими волшебными клубочками.
Логоритмическая пауза: (под музыку с шариками «суджок»)
Мы клубочки все возьмем, покатаем, повернем Ла-ла-ла, ла-ла-ла, вот веселая игра. Ножки тоже не стоят, помогают нам плясать, Ла-ла-ла, ла-ла-ла, вот веселая игра.
Вверх и вниз мы покатаем, и клубочек не теряем, Ла-ла-ла, ла-ла-ла, вот веселая игра. В ручки мы клубочек спрячем и к коленочкам прижмем Ла-ла-ла, ла-ла-ла, вот веселая игра.
Воспитатель: — Дети, но есть еще много и других сказок. Кто пишет сказки? (Русский народ). Значит они какие? (Русские народные). Назовите мне эти сказки. А еще кто пишет? (Авторы, сказочники). Значит их как можно назвать? (Авторские). Какие сказки и каких авторов вы знаете? Назовите.
Воспитатель: — Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки (быть добрым, справедливым, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.).
Воспитатель: — А сегодня мы с вами тоже побудем немного сказочниками, мы соберем свою сказку из того множества сказок, которые вы перечислили. И у нас должна получится совершенно новая современная сказка. Мы из каждой знакомой вам сказки возьмем по одному предложению, но так чтобы получился связанный сюжет. У сказки должно быть начало и традиционный конец. (Привлекаем в конце к составлению сказки гостей.)
«Салат из сказок»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У царя был Кот в сапогах. Говорит однажды кот: «Я пойду на море ловить рыбу, а ты царь испеки пирожки». Закинул Кот невод и поймал он золотую рыбку. Говорит рыбка человеческим голосом: «Отпусти меня, Емеля, я исполню три твои желания. Скажешь такие слова «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели» вели чтоб в чистом поле вырос теремок. И вдруг выходят на берег 33 богатыря в чешуе как жар горя. И построили они теремок. И стал там жить Карлсон, у которого был Золотой ключик. Теремок был окружен чудесным садом, в котором рос аленький цветочек. А в цветочке жила маленькая девочка – Дюймовочка. И говорит она: «Красная Шапочка, отнеси пирожки, которые испек царь трем медведям». Идет Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей Волк. Говорит Волк: «Колобок,
колобок, я тебя съем.» «Не ешь меня, Серый, лучше я тебе песенку спою» и запел колобок: «Спи глазок, спи другой». И уснула Спящая Красавица на перинах, под которые положили маленькую горошину. Разбудил её королевич Елисей. И поскакали они в тридевятое царство, в тридесятое государство, к царю-батюшке. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Воспитатель: — Ребята, понравилась вам наша сказка? Правда, очень необычная? Молодцы!
Василиса: — Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? (Нет). Я предлагаю поиграть в игру. В волшебном узелочке, что я принесла вам, спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить, какие из них хорошие, добрые, а какие недобрые, злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если вы из узелка достаете доброго героя, то остаетесь стоять на своем месте, но если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.
Приглашаем принять участие в игре и наших гостей.
Дети по очереди достают картинки и называют персонажей, определяют, чем он плох или хорош.
Василиса: — Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? (Хороших) Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей). А как вы думаете, почему в сказках Волк бывает злым? (Ответы детей). А Лиса хитрой? (ответы детей), Дети, а почему Федора была плохой хозяйкой? (ответы детей). Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться. Как известно, в сказках происходят разные чудеса. И вот сегодня такое чудо случилось – они пришли к нам в гости. Давайте их выслушаем. Они пришли к нам за помощью. Тогда встречаем!
Бармалей:
Я грубый был и вредный, не слушал я советы, Но есть счастливый случай – попал я в детский сад. Мне объяснили дети, что есть добро на свете, И что с друзьями вместе в жизни веселей.
Кощей:
Костлявый старикашка, не видел в жизни счастья, И на всем белом свете я не имел друзей. Меня вы обогрели, обули и одели, И среди вас, ребята, я отыскал друзей!
Шапокляк:
Я вредная старушка, есть у меня подружка, Она мне помогает, но это все не то. Хочу дружить я с вами, исправлюсь — обещаю, И буду делать людям всегда только добро!
Воспитатель: — Дети, как вы считаете, можем мы принять их в свою дружную семью? (Герои рассаживаются на стульчики вместе с детьми)
В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло!
Воспитатель: — А добро, дети, это большое доброе сердце. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и пожелаем друг другу добра.
Под песню кота Леопольда “Если добрый ты…” дети «передают друг другу добро».
|