Шароха Т.В., учитель-логопед высшей категории, муниципальное казеноое дошкольное образовательное учреждение «Рябинка» г. Сосенский
Цель: закрепление правильного произношения звука [Ц], знакомство с буквой Ц.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- закреплять навык правильного произношения звука [Ц]
- отрабатывать умение определять позицию звука в слове
- закреплять умение производить звукослоговой анализ слова
- упражнять в подборе признаков к данному предмету
- отрабатывать умение образовывать существительные с помощью суффикса ниц-
- упражнять детей в составлении предложений с предлогами по схемам
- закреплять чтения
Скачать конспект
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание логическое мышление, память; связную речь;
- развивать самостоятельность, доброжелательность, инициативность
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать потребность в речевом общении и активность
- воспитывать чувство взаимопомощи; навыки самоконтроля.
Оборудование:
предметные картинки: цапля, синица, курица, скворец; мягкая игрушка «цыплёнок», карточки с изображением глаза, руки, цифры 12, буквы Ц, слогов; схемы для определения позиции звука в слове; карточки со схемами предложений; кассы с буквами.
ХОД
Дети заходят в кабинет, здороваются с гостями и становятся в круг.
1. Организационный момент. Игра «Продолжи цепочку».
Логопед: стриж, соловей …
Дети, стоя в кругу, передают друг другу массажный мячик и называют птиц.
Логопед: как мы назовем одним словом всех тех, кого сейчас называли?
(Птицы.)
Дети занимают свои места за столами.
2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания. Сообщение темы.
На наборном полотне картинки с изображением цапли, синицы, курицы, скворца.
Задание:
- Назвать предметы, найти лишний предмет, объяснить. (Курица – это домашняя птица, остальные – дикие).
- Прослушать название птиц, определить общий звук в названии. (Общий звук [Ц]).
- Характеристика звука [Ц].
Логопед: произнесите правильно и четко этот звук и определите, какой он.
Произнесение звука [Ц] индивидуальное и хоровое.
Дети характеризуют звук: звук [Ц] согласный, его нельзя петь, во рту преграда; глухой – голосок «спит», твердый, мы будем обозначать его синим кружочком.
Логопед: звук [Ц] всегда твердый, как звуки [Ж] и[Ш].
4. Подбор признаков к предмету.
Логопед: как называют детёнышей птиц? (Птенцы, птенец.)
У курицы весной тоже появились птенцы. Как называют птенцов курицы? (Цыплята). Кто появился весной у курицы? (У курицы весной появились цыплята).
Логопед (показывает цифру 12): Сколько цыплят у курицы? (У курицы 12 цыплят.) 11 убежали, испугавшись кота. Сколько осталось? (Остался 1 цыплёнок).
Его мама-курица назвала так, ловите звуки: [Ц], [Ы], [П]. Как его зовут? (Цып)
Логопед предъявляет игрушку цыпленка.
Логопед: вот он, какой, цыпленок Цып.
Что общего в словах «цыпленок», «Цып»? (Эти слова начинаются на звук [Ц].)
Расскажите, какой цыпленок Цып? На наборное полотно выставляется схема «глаз». (Жёлтый, маленький, черноглазый, смешной).
А еще какой? Выставляется схема «рука». (Пушистый, мягкий, гладкий, тёплый.)
Цыплёнок Цып всё хочет знать, значит, он … (любознательный).
5. Дифференциация звуков [Ц]- [С, Сь]. Определение позиции звука [Ц].
Логопед: любознательный Цып принялся изучать территорию двора.
Что он увидел во дворе?
Дети называют картинки.
(Цып увидел во дворе: цветы, колодец, сеть, огурцы, колёса, цепь, крыльцо…).
Мама-курица просит Цыпа показать те предметы, в которых есть звук [Ц]. Какие предметы показал Цып, как вы думаете?
Дети называют картинки, в названии которых есть звук [Ц] и выставляют их на наборное полотно.
Мама-курица даёт Цыпу задание:
Звуков много ты узнаешь, первый ты узнал звук [Ц].
Есть слова, где [Ц] – в начале, в середине, и в конце.
Дети помогают Цыпу определить позицию звука в слове и соотнести со схемой.
Разбор картинок по схемам:
6. Упражнение в словообразовании. Образование существительных с помощью слога -ниц-.
Мама-курица попросила Цыпа помочь накрыть на стол. Цып любит трудиться, он (какой?) … (трудолюбивый). Но еще маленький, давайте поможем ему и расскажем:
- Во что ставят салфетки? (Салфетки ставят в салфетницу.)
- Во что кладут хлеб? (Хлеб кладут в хлебницу.)
- Во что кладут салат?
- Во что наливают суп?
- Во что кладут сухари?
- Во что кладут конфеты?
- Во что насыпают сахар?
7. Физкультминутка.
Логопед: стол накрыт, пора обедать, а цыпляток что-то нет.
Давайте поможем Цыпу найти своих братьев.
(Дети выходят, становятся в круг и выполняют вместе с логопедом упражнения.)
Гимнастика для глаз «Цыплёнок ищет цыплят», повороты головы и туловища.
Гимнастика для глаз:
Мы налево посмотрели, Мы направо посмотрели, Осмотрели двор кругом - Никак цыплят мы не найдем!
Снова влево мы посмотрим, (повороты туловища влево);
Снова вправо посмотрим, (повороты туловища вправо);
Оббежим мы двор кругом, (бег по кругу);
И цыпляток всех найдем! (стоя в кругу — разводят руки в стороны).
8. Составление предложений по схемам.
Логопед раздаёт схемы, по которым дети составляют предложения и рассказывают, где были цыплята.
1 на
- Первый цыплёнок сидел на бочке.
- Второй цыплёнок выглядывал из-за дерева.
- Третий цыплёнок сидел под лавкой.
- Четвёртый цыплёнок выглядывал из-под листика.
- Пятый цыплёнок был за кустом.
- Шестой цыплёнок показался из-за ведра.
- Седьмой цыплёнок сидел в сапоге.
- Восьмой цыплёнок выглядывал из-за будки.
- Девятый цыплёнок сидел в ямке.
- Десятый цыплёнок спрятался за тыквой.
- Одиннадцатый цыплёнок сидел около забора.
9. Знакомство с буквой. Чтение слогов.
Мама-курица знакомит с буквой Ц:
Вот какая буква Ц: с коготочком на конце.
Коготок-царапка, как кошачья лапка.
Мама-курица учит читать цыплят.
Дети читают слоги по карточкам, изменяя голос (за курицу и цыплят).
ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ
Логопед: найдите два слога одинаковых по звучанию слога, но разных по написанию. (ЦЫ, ЦИ.) Обращается внимание детей, что перед гласными буквами Е, И – Ц звучит твердо.
10. Работа с кассами.
Логопед: давайте научим Цыпа выкладывать его имя.
Выкладывание слова Цып со звуковой схемой и её анализом:
- сколько звуков в слове
- сколько гласных (назовите)
- сколько согласных (сколько твердых, назовите, есть ли мягкие согласные)
- сколько слогов (припоминание правила: «сколько в слове гласных, столько и слогов»).
Ц ы п
Вспомнить правило написания слов, обозначающих имена, клички животных.
11. Рефлексия.
|