Использование современных образовательных технологий: театрализованные игры, пальчиковые игры, элементы песочной терапии
Логопед: Черновол Т.А.
Педагогический замысел.
- Воспитывать в детях эстетическое отношение к родному городу, любовь к нему, закрепить имеющиеся знания о достопримечательностях нашего города, о его историческом прошлом.
- Закрепить представления о строительных профессиях людей, принимавших участие в строительстве Петропавловской крепости, таких как архитектор, каменщик, маляр, плотник.
- Развивать и обогащать активный словарь ребенка, его познавательный интерес, закреплять умение детей высказывать суждения; развивать слуховое внимание; уметь координировать речь с движением.
- Развивать память, мышление, воображение, общую и мелкую моторику.
- Закреплять умение создавать постройку по рисунку-образцу, согласовывать свои действия с работой всего коллектива.
Оборудование и демонстрационный материал.
- “Автобус”: кабина с рулем и стульчиками, поставленными в два ряда как в автобусе.
- Игрушечный барабан с палочками.
- Костюм Карлсона
- “Песочная страна”: ящик, наполненный песком и лопатки-совочки для игр в песке.
- Деревянный конструктор.
- Рисунки-образцы: Петропавловский собор, ботный домик, стена и ворота Петропавловской крепости.
- Картинки с изображением инструментов для рабочих строительных профессий: каменщика, маляра, плотника.
- Кораблик с парусами (сувенир).
- Иллюстрированный материал в книге Л. Шиф “Единственный город! ” и Портрет Петра I в книге Н.А. Яковлевой “Наш город Санкт-Петербург” стр. 11.
- Фотоальбом “Ленинград”, Издательство “Планета” – Москва, 1981 г., Фото И. Голанда.
- “Ленинград”. Конспект цветных листовок”. Фотографии Е. Кассина, Издательство “Планета” — Москва, 1983 г.
- Выставка работ детей “Наш Петербург”.
Конспект занятия.
Деятельность педагогов
1. Организационный момент.
* Есть удивительный город А в нем жители ходят ночами как днем, Белые ночи! Светлые очень. Кто пропустить это чудо захочет?
Если ты знаешь тот город мой друг,
Мне подскажи…
- Сегодня я приглашаю вас на экскурсию по нашему любимому городу. Я буду экскурсоводом, зовут меня Оксана Николаевна.
Прошу занять места в салоне экскурсионного автобуса. А это наш водитель. Как тебя зовут?
- А почему это место оказалось свободным? Никто не опоздал на экскурсию?
Сюрпризный момент: и тут влетает Карлсон (Ольга Анатольевна).
- Здравствуйте! Извините за опоздание. Я так торопился, но что-то пропеллер барахлит, видимо я его плохо смазал!
Экскурсовод:
- Ребята, вы узнали кто это?
- Да, я Карлсон, который живет на крыше и лучше всех знает Санкт-Петербург! Ведь сверху мне все видно! За свои знания я получил награды – вот такие красивые медали!
Экскурсовод:
- Карлсон, проходи, пожалуйста, садись на свое место. Мы конечно очень рады за тебя, что ты так много знаешь о нашем городе. Но, я хочу сказать, что наши дети знают Санкт-Петербург не хуже тебя. К, сожалению, у них нет таких замечательных медалей!
- Я об этом позаботился. Я буду вручать медали за лучшие ответы! (показывает детям коробку с медалями).
Экскурсовод:
- Карлсон, а ты знаешь, что такое экскурсия по городу?
- Нет!
- Ребята, давайте объясним ему, что это такое.
Экскурсовод:
- Правильно! Ну что же, а теперь в путь!
2. Экскурсия по Санкт-Петербургу.
Экскурсовод:
* Стоп! Машинам красный свет Дальше вам дороги нет! Посмотрите-ка в окошко, И подумайте немножко.
Что за речка перед вами? Отвечайте быстро сами!
- Правильно! Это главная река нашего города – Нева. Давайте с вами вспомним стихи, которые мы знаем о Неве, про город, на котором стоит Нева.
(Показ фотоиллюстраций).
- Молодцы! (Хвялят экскурсовод и Карлсон).
Экскурсовод:
- Ребята, а кто дал название нашему городу, кто назвал его Санкт-Петербургом?
- Правильно. (Показ портрета Петра I).
* Жил давно в России царь Очень мудрый государь. Он на троне не сидел, Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало, Мореходом был бывалым; Он и плотник, и кузнец. Был тот царь наш – удалец!
- А в честь кого он назвал город Санкт-Петербургом?
- Назовите символ нашего города.
- Где мы можем увидеть его в городе, на каком здании?
- Что это за здание?
- Почему у нашего города такой символ – кораблик?
(Показ иллюстрации).
- А кто знает, что раньше было на месте нашего города?
- С какого места началось строительство города?
- Раньше здесь и, правда, водились зайцы. Но вот со всех ближайших земель свезли сюда работников — строителей и началось строительство, которое возглавил Петр I.
- Что было построено на Заячьем острове?
- Вот мы сейчас и отправимся туда.
Экскурсовод:
* Стоп! Машинам красный свет Дальше вам дороги нет! Посмотрите-ка в окошко, И подумайте немножко.
Что за крепость перед вами? Отвечайте быстро сами!
- Сейчас мы с вами выйдем здесь из автобуса и поиграем около Петропавловской крепости в игру “По болоту Петр пошел”. Давайте выберем Петра I.
(Педагоги участвуют в игре вместе с детьми)
3. Физкультминутка. Подвижная игра “По болоту Петр пошел”. Слова и композиция движений
С.С. Сивцевой.
Слова
1. По болоту Петр пошел, Остров Заячий нашел. И собрал рабочий люд, И построил крепость тут.
2. Крепость новая стоит, Пушками врагу грозит.
3. Бам-бам, бам-бам, Не осталось зайцев там. Зайцы пушек испугались, За кусточки разбежались…
Ой!
Продолжение экскурсии.
Экскурсовод:
- А кто знает, что находится на территории Петропавловской крепости?
Карлсон:
- А я знаю стихотворение о Петропавловской крепости:
Петропавловка не спит Ангел город наш хранит Пушка в полдень возвещает “День. Двенадцать”. Каждый знает.
Экскурсовод:
- Ну что же, теперь поедем дальше.
Экскурсовод:
Тихо скользят по Неве корабли
Шпиль Петропавловки блещет вдали
* Стоп! Машинам красный свет Дальше вам дороги нет! Посмотрите-ка в окошко, И подумайте немножко.
Что за садик перед вами? Отвечайте быстро сами!
(Показ фотоиллюстрации).
- А как вы узнали, что это Летний сад?
- Ребята, а какое сейчас время года?
- Сад называется Летним, но посмотрите, как много снега в нем зимой, давайте с вами выйдем из автобуса и немножко поиграем в снежки
1. Пальчиковая гимнастика “Снежок” – координация речи с движением,
развитие воображения.
* Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий, И совсем — вовсем не сладкий!
Раз — посмотрим Два – поймаем Три — уроним Продолжение экскурсии.
Экскурсовод:
- А что находится рядом с Летним садом?
(Показ фотоиллюстрации).
- А чем он знаменит?
(Показ иллюстрации к книге Л. Шиф “Единственный город! ”, стр. 40-41. Зачитывание строк из книги стр. 38 о домике).
“… Государь сам в свой новый город пожаловал, к его приезду в три дня домик срубили, да расписали его под кирпич, а крышу под черепицу. Наверное, сказать хотели: Царь — батюшка, не серчай, это мы так – в шутку (из камня то построить не успели), а, вообще, мы знаем, что ты из камня Санкт-Петербург строить желаешь…”
И так это царю Петру понравилось, что он велит потом другие дома, которые на первое время из дерева будут строить, тоже под кирпич разрисовать…”.
- А кто знает, что сейчас находится в домике Петра?
(Экскурсовод рассказывает, благодаря чему первый домик Петра жив до сих пор (футляр).
- Сколько помещений внутри домика?
- Там находятся простые вещи, без которых не обойтись: стол, стулья, скамейки. Кое-что сработано самим царем Петром Алексеевичем.
2. Пальчиковая гимнастика
“Люблю по городу гулять” Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать. Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева, Четыре – мост Дворцовый. Пять – гуляю по Садовой, Шесть – к Исаакию схожу и на купол погляжу.
Семь – конечно в Летний сад, Восемь – крепость у Невы, были там наверно вы. Девять – повстречался мне Медный всадник на коне. Десять – из-за поворота вижу Нарвские ворота.
- А теперь выберем помощника-экскурсовода, которые будет показывать вам фотографии с достопримечательностями Санкт-Петербурга, а вы назовите, что видите. Я предлагаю Карлсона.
3. Вводная часть
“Как строился наш Петербург”
Карлсон:
- А какой праздник будет отмечать наш город в конце весны?
- Сколько лет исполняется нашему городу?
- Давайте возьмемся за руки и перенесемся в наше прошлое, а поможет нам в этом песочная страна. Чтобы в нее попасть, нужно произнести волшебные слова. Давайте скажем вместе.
- Вот мы и в песочной стране. Будем строить с вами Петропавловскую крепость. Сначала создадим Заячий остров, ведь он со всех сторон окружен Невской водой. Возьмите лопатки.
- А кто делал окна и полы?
- Правильно.
(Развитие слухового внимания).
Летят опилки белые, летят из-под пилы,
Это плотник делает окна и полы.
Топором, рубанком, выстругивает планки,
Сделал подоконники без сучка-задоринки
- Если вы меня внимательно слушали, то можете назвать инструменты, которые в своей работе использует плотник?
- Для чего нужен рубанок? (Картинка с изображением инструмента).
- Крепкой и мощной была воздвигнута крепостная стена, а строители и маляры сделали ее еще и красивой. Они ее покрасили. А еще, если к нам маляр пришел, то он красит двери, стены, пол. А чем он все это красит?
- А куда он наливает краску?
- Ведро, краска и кисть – это инструменты маляра.
Как видите, люди многих строительных профессий, участвовали в строительстве Петропавловской крепости. И нас, маленьких строителей, тоже много.
- А теперь на кораблике поплывем на Заячий остров.
- Люди, каких профессий, принимали участие в строительстве Петропавловской крепости?
- У Петра Великого был замечательный архитектор Доминико Трезини. Он и придумал, каким нужно построить Петропавловский собор, и начертил его план на бумаге. Какие инструменты ему для этого понадобились? Чем он чертил план?
-Чтобы линии были ровными, он пользовался…
-Если он допускал ошибку, то стирал не правильно проведенные линии и в этом случае он пользовался…
-Карандаш, линейка, стирательная резинка – это инструменты, которыми пользуется архитектор в своей работе. Попросим нашего архитектора внести план Петропавловского собора.
- А кто же будет его возводить и строить?
Стены каменщик кладет,
С ним помощник-мастерок.
(Стихотворение Степановой В. “Каменщик”)
4. Постройка Петропавловской крепости
- Я попрошу нашего архитектора вручить один проект Собора святых Петра и Павла каменщикам, которые будут его строить. А второй оставить себе для дальнейшей разработки – выполнить красиво и в цвете.
-А кто у нас будет строить ботный домик и устанавливать пушку?
-Остальные строители будут возводить крепостную стену и ворота.
- В ходе строительства педагог и Карлсон спрашивают детей какие формы они используют.
5. Заключительная часть занятия.
- Если бы Царь Петр I был бы сейчас жив, он был бы очень доволен вашей работой и вручил бы вам за строительство Петропавловской крепости вот такие почетные дипломы.
Карлсон вручает детям открытки с изображением Петропавловской крепости
|