Дубровская Марина Михайловна. Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца"  НОЯБРЬ 2017

Условия конкурса: http://psyoffice.ru/konkursi/13466-vnimanie-konkurs.html

Переход ДОУ на ФГОС ДО осуществляется с января 2014 года

Из материалов ФГОС ДО включает следующие:

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Скачать конспект

Скачать презентациюСкачать презентацию

Речевое развитие

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • может выделять звуки в словах;
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Различают четыре вида речевых умений:

  1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
  2. Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
  3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;
  4. Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития

в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха
  • развитие лексики
  • формирование грамматики речи
  • развитие связной речи дошкольников
  • обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету

- знакомство с различными жанрами детской литературы

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Методы работы по развитию речи дошкольников:

Метод обучения по образцу (имитационный):

  • обучение произношению, интонациям
  • составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть
  • составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

- пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

  • вопросы, творческие задания

- упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

  • беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)
  • создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)
  • ролевые игры, экскурсии

- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.

Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов пед. училищ и пед. факультетов вузов. – Белгород, 2004. – 62 с.

Приёмы работы на разных этапах развития речи детей

Дети младшего дошкольного возраста

Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы

От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Для отработки дикции (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков) используются разнообразные упражнения: шутки-чистоговорки; потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).

Приемы работы по развитию звуковой стороны речи:

  • Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе): «Веселый язычок» (пощелкать языком, сделать язык широким – узким и т.п.); «Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы); «Месим тесто» (улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя", покусать кончик языка зубками – чередовать эти два движения); «Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки", т. е. слегка приподнять кончик языка), «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы – зубы сомкнуты); «Заборчик» (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы); «Маляр» (губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить – "покрасить" нёбо); «Лошадка» (вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком, как цокают копытами лошадки); «Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."); «Слоник пьёт» (вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", "набирать водичку", слегка при этом причмокивая); «Индюки болтают» (языком быстро двигать по верхней губе — "бл-бл-бл-бл..."); «Орешки» (рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики – "орешки"); «Качели» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы); «Блинчик» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу); «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу); «Шарик» (надуть щеки, сдуть щеки); «Барабанщик» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...") и др.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания (чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох): «Одуванчик» (прогулке найти одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка, лети!» (дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).
  • Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»; «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;

«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»:

«Му – Му –у» – кто это мычит?

«Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

«Ко-ко-ко» – кто теперь?

«Ква-ква-ква» – а это кто?

«Ку-ку, ку-ку» – чей это голос?

«Тик-так, тик-так» – а это что?

И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

  • Дидактические игры: «Угадай, кто позвал?» «Телефон», «Гуси-лебеди и волк», «Жуки» (условия последней игры: малыши в хороводе изображают комнату, а несколько ребят выступают в роли жуков, которые весело жужжат и залетают в комнату, вдруг от ветра хлопает форточка (дети в хороводе хлопают в ладоши), жуки начинают жужжать громко, тревожно и улетают).
  • Чистоговорки (упражнения на отработку дикции – отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; «Ду-ду-ду, живет уточка в пруду»; «Жи-зы, жи-зы, жи-зы-зы, есть козлята у козы»; фразы со звуками Ш и Ж: «Ша-ша-ша — мы купаем малыша»; «Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»; «Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»; «Жа-жа-жа — мы увидели ежа»; «Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»; «Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».
  • Скороговорки (упражнения на отработку дикции): «Проворонила ворона вороненка», «Около кола колокола», «Шесть мышат в камыше шуршат», «У Сани едут сани сами», «Во дворе – трава, на траве – дрова», другие.
  • Загадки: «Лежит под крылечком, хвост колечком» и др.
  • Пословицы и поговорки: «Семь раз отмерь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
  • Игры-драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей: «проказницу-мартышку», «осла», «козла», «косолапого мишку».
  • Стихи и считалки:

Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные слова:

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты:

Простокваша

Простокваши дали Клаше, Синичка, синичка –

Недовольна Клаша: Воробью сестричка.

  • Не хочу я простокваши, Воробей-воришка

Дайте просто каши! Залез в амбаришко, –

Дали вместо простокваши Клевать просо

Каши Клаше нашей: Своим носом.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела – встала,

«Спасибо» сказала.

Развитие лексики

В 1,5 года – менее 50 слов.

К 2 годам словарь возрастает в 3 – 5 р.

До 1,5 – 2 лет – новые десятки слов,

после этого словарь увеличивается в 8 раз за 2 – 3 месяца.

В 1,3 года в словаре только существительные;

В 1,8 года – 20 % глаголов

Словотворчество

«Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование» С.Цейтлин

  • Ребёнок «изобретает» слова по аналогии с другими, вычленяя определенные морфемы:
  • заячий – лисячий, слонячий, белячий; сахарница, конфетница – сольница
  • Направления развития словаря:
  • Расширение объема словаря.
  • Уточнение значения слова.
  • Развитие структуры значения слова.
  • Формирование семантических полей и лексической системности.
  • Расширение связей между словами в лексиконе.

Словарная работа

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов, причем неупорядоченный набор, поэтому развитие речи включает не только обогащение словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению (семантике).

Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо работать над отработкой умения употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом.

В.В. Вересаев описывает, как в детстве он был удивлён, когда человек, которого называли сыном кухарки, оказался большим мужчиной с рыжими усами. Он думал, что «сыном» может быть лишь маленький мальчик, придавая, таким образом, этому слову своё, особое значение.

Упражнения:

  • Назовите предметы по указанным признакам ( «Что это?», «Кто это?»).
  • Назовите характерные признаки предметов: цвет, форму, величину ( «Какой?»).
  • Назовите действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, действия человека ( «Что делает?», «Что с ним можно делать?»).
  • Назовите одним словом (платье, рубашка – это одежда и др).
  • Опишите ручей (чистый, голубой, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный).
  • Опишите осень (золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая).
  • «Придумай слово»:

То, что делает человек (спит, прыгает, работает).

Что можно шить? (платья, одежду).

Штопать? (носки, одежду).

Двигать? (стол, стул).

Что бывает круглым? (мяч, шар).

Что бывает низким? (стул, кровать).

Что бывает высоким? (шкаф, рост).

Веселый (какой?) – добрый, искрящиеся глаза.

Грустный (какой?) – печальные глаза, опущенные уголки рта.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча.

Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь».

Игра «Я собрал в огороде…»

Формирование грамматического строя речи:

Чаще всего затруднения у младших дошкольников вызывают следующие грамматические формы:

  1. Окончание сущ. мн. ч. Р.п. (ов): не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.
  2. Образование мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных: не львенки, а львята.
  3. Образование ср. ст. прилагательного: например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже; при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.
  4. При образовании глагольных форм: наст. и прошедшего времени с чередующими звуками (скачет — скакал); повелительное накл. (поезжай); спряжение глаголов и т.п.

Упражнения:

  • Назовите детенышей: львица и …, волчица и …, свинья и …, собака и …, лошадь и …, корова и …, кошка и …
  • Назовите ласково и нежно: кошка, птенец, щенок…

Дети среднего дошкольного возраста

Развитие звуковой стороны речи

Чистоговорки (сочиняют дети).

Скороговорки: «Карл у Клары…», «Во дворе – трава, на траве – дрова».

Загадки: «На шесте дворец, во дворце певец», «Днем спит, а ночью летает и прохожих пугает».

Пословицы и поговорки.

Игры-драматизации.

Стихи и считалки.

Развитие звуковой стороны речи:

обучение звуко-слоговому анализу

Изучение гласных и согласных звуков.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Использование фишек для выполнения звукового анализа:

гласный звук,

согласный звук твердый,

согласный звук мягкий,

звонкий звук,

глухой звук.

Последовательность анализа слова:

Правильно произнеси слово и послушай его.

Произнеси слово по слогам.

Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук фишкой.

Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

Третий звук и т.д.

Прочитай по фишкам слово целиком.

Ответь на вопросы:

  • сколько всего звуков в слове?
  • сколько гласных?
  • сколько слогов?
  • сколько согласных?

Формирование грамматического строя речи

Упражнения:

  • Измени слово и произнеси его как просьбу, приказ, совет: не портить, почистить, закупорить, не корчить.
  • Назовите то, что изображено на картинках, употребив слова пара:

чулки (чулок), носки (носков), ботинки, валенки; много: абрикосы, апельсины, помидоры, бананы, яблоки (абрикосов, апельсинов, помидоров, бананов, яблок).

Словарная работа

Один из важных приемов словарной работы с дошкольниками — это работа с семантическим полем слова. Семантические поля — это отношения слов между собой, система этих отношений. Слова связываются между собой не только по формальным признакам, но и по смыслу:

Упражнение: подберите слова, которые связаны по смыслу со словом игла: «игла для шитья», «игла хвойного дерева»:

«игла» в значении «лист хвойного дерева»: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая — растет — опадает.

«игла для шитья» — входит в другое семантическое поле: шить — вышивать— платье — рубашка — одежда — узор; острая — тонкая.

Комплексная работа над семантикой слов, формирование представлений,

что одним словом могут называться разные предметы (явление полисемии),

что об одном и том же можно сказать различными словами (синонимами),

что существуют слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Дидактические игры:

Игра с мячом «Я знаю пять (насекомых…)».

Игра с мячом «Ассоциации» ( «Красный»: ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак).

Игра «Назови другим словом» (бросить мяч – кинуть мяч, глядеть в окно – смотреть в окно)

Лексическая работа

Составление сравнений (Как солнышко, как ежик, как снег и т.д.). Обсуждение олицетворений (человек идет, часы идут; ребенок смеется, солнышко смеется и т.д.).

Дифференциация прямого и переносного значения глаголов в контексте (Девочка весело шагает по лужам. Солнечный зайчик весело шагает по лужам.)

Упражнения:

  • «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?»,
  • «Как сказать по-другому?»,
  • «Почему меня так называют?»,
  • «Продолжи цепочку слов».
  • «Как сказать по-другому?»,
  • «Что вы видите вокруг?»,
  • «Найди точное слово».

Игровые упражнения:

  • «Скажи точнее»,
  • «Кто скажет больше слов?»,
  • «Назовите как можно больше головных уборов»!!!!

Развитие связной речи

Задание: составляем устное коллективное письмо

  • Знакомство со структурой письма, лексикой: отправитель, адрес, адресат, почтовый ящик, конверт, дата.
  • Закрепление знаний о речевом этикете (приветствие, уважаемый, дорогой, уменьшительно-ласкательные формы обращений, обращения Вы — ты);
  • Развитие связной речи при составлении текста письма

«Письмо заболевшему другу»; «Письмо детям из другого города»

«Письмо больному мальчику, о котором узнали из телепередачи»

  • Что бы вы рассказали другу (о себе, о своей жизни, о мире)?
  • О чем бы вы спросили его? Какие пожелания высказали?
  • Как бы вы закончили письмо?

Описание сказочных персонажей в процессе

  • инсценирования сказок «Муха-Цокотуха», «Теремок»;
  • заучивания фрагментов сказки «Кошкин дом»;
  • рассказывания сказок «Репка», «Колобок»;
  • чтения сказок К.И. Чуковского воспитателем

Дети старшего дошкольного возраста

Словарная работа

Упражнения по выстраиванию семантических оппозиций: определите, как соотносятся слова:

  • человек — дом (живое существо, соотносится со словом, обозначающим жилище этого существа) и продолжите цепочку: медведь — … (берлога); волк — … (нора); собака — … (будка); белка — … (дупло).
  • самолет — летит (средство передвижения — способ передвижения): лодка — … (плывет); машина — … (едет).
  • собака — лает (животное — как оно «говорит»): кошка — … (мяукает); утка — … (крякает); гусь — … (гогочет); петух — … (кукарекает); птица — … (поет).

Подбор слов, близких по своему значению:

  • Подберите слова, связанные с характеристикой движения: идти, шагать, брести, плестись, тащиться, волочиться.
  • Подберите слова, обозначающие процесс словесного общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил, запутал.

Работа над антонимами:

  • Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.
  • Подберите слова противоположного значения: свежий хлеб — (черствый); свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная.
  • Продолжите словосочетания: «Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый)».
  • Составьте словосочетания из слов одного и другого ряда: ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок –– острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мягкий, мелкий, полный. Развитие связной речи

Создание устного рассказа (текста, включающего описание и повествование): «Разговор двух кочанов капусты» в ходе беседы по вопросам:

  • Представьте себе кочан капусты и опишите его. Чем могут отличаться 2 кочана капусты?
  • Где они могут встретиться?
  • Что расскажут они о себе друг другу?
  • Что можно из них приготовить?

Поздравления: с Новым годом, с днем рождения…

  • Каким должно быть обращение?
  • Как будет звучать поздравительный текст?
  • Что можно пожелать в праздник, в день рождения?
  • Как бы вы подписали поздравление?
  • Какой бы подарок вы могли приготовить?
  • Какими словами можно сопровождать вручение подарка?

Работа над литературными произведениями

Этапы работы над стихотворением:

Перед чтением: Видели вы когда-нибудь дерево в снегу? Опишите, как оно выглядит.

Выразительное чтение текста воспитателем.

После чтения текста:

Пауза.

Что вы представляли, слушая стихотворение?

Почему автор сравнивает снег с серебром?

Какое время суток изображено в стихотворении?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

С.А. Есенин. Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Вопросы для обсуждения сказки, рассказа:

Перед чтением обсудите: Какие мысли рождает название сказки (рассказа)?

После чтения текста скажите: О чем узнали, слушая содержание? Совпали ли ваши ожидания?

В процессе чтения:

Объясните незнакомые слова, метафоры.

Опишите место действия в разных эпизодах. Используйте прием устного словесного рисования или создайте иллюстрацию на бумаге.

Назовите героев. Опишите, как вы их себе представляете. Оцените их поступки.

После чтения текста:

Кратко передайте последовательность событий.

На кого из героев ты хотел быть похожим?

Чему учит произведение читателей?

Приемы работы со сказками:

На раннем этапе

передать последовательность событий, используя картинки ( «Гадкий утенок» Андерсена);

выбери картинки, следующие друг за другом.

Расскажи сказку от имени одного из персонажей (надо передать не только события, но и чувства, мысли героя).

Продолжи или закончи сказку (рассказ).

Восприятие миниатюры М.М. Пришвина «Бал на реке»:

Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал.

Беседа:

Опишите картину, которую вы себе представили.

Почему писатель назвал эту картину словом «бал»?

Объясните, что значит «бал»?

Что общего между балом и описанной картиной природы?

Этапы работы над литературным произведением

(над басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»):

  1. Подготовка к восприятию произведения: слово об И.А. Крылове и о жанре басни.
  2. Чтение морали и объяснение слова лесть (это похвала с корыстной целью, лукавая угодливость, притворство»).
  3. Выразительное чтение басни и описание детьми персонажей:

– Какими Вы представили себе Лисицу? Ворону?

– А как описал их автор?

4. Обсуждение смысла басни:

– Кого высмеивает басенная история?

– Какой урок можно извлечь, слушая произведение Крылова?

Баснописец смеется и над хитрой, неискренней Лисицей и над глупой Вороной. Мораль басни говорит о лести, а в басенной истории предметом осмеяния становится прежде всего Ворона (тот, кто поддался, поверил льстивым словам).

Баснописец поучает и предупреждает: действительно, «лесть гнусна», но она может оказаться такой тонкой, приятной, ее не всегда легко распознать и очень важно не попасть в сети льстеца.

Развитие речи детей напрямую связано с культурой речи воспитателей и всех окружающих.

Недостатки в речи воспитателей:

  • многословие (воспитатель не умеет просто и ясно выразить свою мысль, задание; среди многих фраз дети не могут уловить главное);
  • чрезмерная лаконичность речи (дети слышат только краткие распоряжения, замечания – в этом случае им нечему учиться);
  • слишком частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова);
  • небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (недоговариваются окончания, невнятно произносятся согласные);
  • монотонность речи, которая утомляет детей, снижает интерес;
  • бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи – это плохой пример для детей);
  • злоупотребление лишними словами ( «вот», «ну», «значит», др.);
  • орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах, диалектное произношение, др.)

Понятие культура речи включает:

– владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме;

– умение выбрать и организовать языковые средства при общении;

– соблюдение этических требований.

Это нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры.

Нормативный аспект. Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.

Главное учреждение, занимающееся нормированием языка – Институт русского языка Академии наук РФ им. В.В. Виноградова. На сайте института – www. gramota. ru – можно получить справку, касающуюся норм русского языка.

Письменные языковые нормы – орфографические и пунктуационные правила.

Устные нормы подразделяются на ? грамматические, ? лексические и ? орфоэпические.

Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения (ошибка: большой мозоль вместо большая мозоль).

Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола *ложить вместо класть.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи.

КрасИвее, кУхонный, мастерскИ, близкА, кулинАрия, премирОванный, гЕнезис, обеспЕчение, твОрОг, нАчатый, прибЫть, киломЕтр, веселА, прИнятый, облегчИть, индУстрИя, мусоропровОд, дОсЫта, определенА, договОр, досУг, дОбелА, щавЕль, звонИт, ходАтайство, нАсмерть, занятА, завИдный, диалОг, каталОг, алфавИт, дефИс, шофЕр, балОванный.

Примеры орфоэпических обязательных норм:

В современном языке шн произносится в следующих словах: конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, перечница, в женских отчествах на –ична: Ильинична, Фоминична.

В ряде слов произношение шн допускается наряду с чн: булочная, сливочное, ячневая, молочный, пшеничный, лавочник.

Этикет (фр. бирка, ярлык) – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе.

Речевой этикет – это правила речевого поведения, т. е. система стереотипных, устойчивых формул общения. Речевой этикет – это язык вежливости.

Преподобный Иоанн Крондштадтский перед учащимися гимназии сказал: «Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы».

Приложение

Игровые приёмы по формированию словаря у детей

Игра: «Холодно – Горячо».

Цель: Обогащение словарного запаса существительными

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Игра: «Опиши предмет».

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе ( «Посуда», «Овощи» или др.)

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино»

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово- «неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Просмотров: 309
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Сорокина Галина Евгеньевна. Непосредственно образовательная деятельность. Игра – занятие во второй группе раннего возраста: расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к бабушке в деревню».
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Шишикина Надежда Петровна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь