Автор: Матвеева Олеся Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории.
Речь – это главная форма общения в дошкольном возрасте. Путь, через который проходит ребенок в первые годы жизни, поистене грандиозен. Речь ребенка формируется во время постоянного общения с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении со сверстниками и на занятиях.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всякого рода знаний. Одним из направленийв педагогической работе дошкольного учреждения являетсяправильное овладение ребенком речью – это важнейшее условие для полноценного психического развития.
Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в СПДС – это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях постоянного совершенствования технологий информатизации сфера образования преобретает фундаментальное значение. Все больше информации, особенно в электронном виде проникает в жизнь детей. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интелекта и личности ребенка. Педагог Г. А. Репина высказывает свое мнение, что использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребенка к школе (мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; формирование учебной мотивации, развитие компонентов познавательной деятельности (самостоятельность, познавательная активность); формирование соответствующих возрасту умений; организация благоприятной для развития социальной и предметно-пространственной среды.
Чтобы заинтересовать воспитанников в освоении программы, применяется целый ряд способов. Дидактическая игра является наиболее эффективным, на мой взгляд. По сути, дидактическая игра – это многогранное и сложное явление. Она выступает в качестве метода обучения, и выполняет следующие функции:
- Обучающую – способствует формированию мировоззрения ребенка, теоретических знаний и практических умений, навыков самообразования, расширение кругозора
- Развивающую – развивается познавательный интерес, память, мышление, способность выражать свои мысли, и т.д.
- Мотивационную – побуждает к проявлению инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества, применению полученных знаний и умений.
- Воспитывающую – воспитывает доброжелательное и уважительное отношение к партнерам по игре.
В поисках новых методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office (майкрософт офис), а именно к программе PowerPoint (Пауэр Поинт), и к программе Movie Maker (киностудия Windows Leiv).
Цель, которую преследует внедрение ИКТ — это активизация познавательной активности и развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать основы информационной культуры личности.
- Повышать мотивацию детей во время НОД.
- Повышать познавательную активность детей.
- Способствовать развитию познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я определила основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению ИКТ – использование проектора и телевизора для показа презентаций, видеофрагментов и клипов во время НОД.
ИКТ в дошкольном обучении можно включать во все образовательные области. В ИКТ воспитанники выступают главными участниками, где педагог выступает в роли наблюдателя, и создает условия для самостоятельного поиска решений, исследования проблем.
При организации и проведении всех образовательных и режимных моментов с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и методических особенностей:
- Использование развивающих бесед, которые помогают справиться с поставленной задачей – период подготовки.
- Путем создание игровой мотивации в НОД, ребенок погружается в сюжет.
- Включение у ребенка в деятельности психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения, является основным этапом.
- Чтобы снять зрительное напряжение (гимнастика для глаз), мышечный тонус и нервное напряжение (физминутки, расслабление под музыку) – необходимы, в заключительном этапе.
Включенние в мультимедийные программы игровых компонентов, усиливают эффективность усвоения материала детьми, и настраивают на познавательную активность. Например, при освоении лексической темы «Перелетные и зимующие птицы» дети с удовольствием играли в игру «Клювы, лапы и хвосты» — составляли из отдельных частей тело птицы. В интерактивной игре «Образуй слова» — упражнялись в образовании прилагательных от имен существительных. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о перелетных и зимующих птицах, предварительно просмотрев видеофрагменты.
Мною была создана серия презентаций, видеофильмов и игр по лексическим темам: «Транспорт», «Перелетные и зимующие птицы», «Хлеб всему голова», «Одежда. Головные уборы», «Времена года», «Профессии», «Посуда», «Музыкальная шкатулка», «Человек. Части тела».
Собственные интерактивные разработки можно включать на любом этапе НОД – при закреплении и повторении материала, объяснении нового.
Использование в своей практике интерактивных игр, я как педагог имею ряд преимуществ:
- Игры позволяют создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме.
- Открывает доступ к различным тренажерам, необходимых для обработки умений и навыков, а также закрепление пройденого материала.
- Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большого круга решаемых задач.
- Постоянная смена познавательного материала на экране экономит время на занятии.
- Расширяют творческие способности педагога.
- В связи с глобальной информатизацией современного общества, реализуется социальный заказ.
Эффектиность использования интерактивных игр для ребенка:
- Побуждает детей к познавательной деятельности.
- Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление – интерактивные игры способствуют быстрому запоминанию материала, а также увеличивают объем полученной информации.
- Формирует навык самостоятельной продуктивной деятельности.
- Формируету активную позицию, за счет самостоятельности в выборе действий.
- Повышает самооценку за счет системы поощрений, возможность исправить недочеты самостоятельно.
- Развивает характерные качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т. к. подчиняет свои действия поставленной цели, тем самым достигает положительного результата, путем решения проблемной задачи.)
- Интерактивные игры включают три вида памяти: зрительную, моторную и слуховую, что позволяет сформировать устойчивые связи ЦНС. В результате работы на их основе у детей развиваются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
При моделировании развивающей среды с применением компьютера, использование ИКТ значительно стимулирует готовность детей к проведению коррекционных занятий. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое до конца.
Таким образом, постоянное и целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ИКТ, способствут сосредоточения внимания, памяти, мышления, развивают фонематическое мышление, расширяют кругозор детей и словарный запас, формируют навыки правильной речи, увеличивают речевую активность.
Источники:
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Интерактивная развивающая среда детского сада». Учеб. пособие. М., 2004 г.
- «Интерактивная педагогика в детском саду». Методическое пособие/под. ред. Микляевой Н. В. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
|