Матвеева Олеся Александровна. Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры».

Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры».

Автор: Матвеева Олеся Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории.

Речь – это главная форма общения в дошкольном возрасте. Путь, через который проходит ребенок в первые годы жизни, поистене грандиозен. Речь ребенка формируется во время постоянного общения с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении со сверстниками и на занятиях.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всякого рода знаний. Одним из направленийв педагогической работе дошкольного учреждения являетсяправильное овладение ребенком речью – это важнейшее условие для полноценного психического развития.

 

Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в СПДС – это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях постоянного совершенствования технологий информатизации сфера образования преобретает фундаментальное значение. Все больше информации, особенно в электронном виде проникает в жизнь детей. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интелекта и личности ребенка. Педагог Г. А. Репина высказывает свое мнение, что использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребенка к школе (мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; формирование учебной мотивации, развитие компонентов познавательной деятельности (самостоятельность, познавательная активность); формирование соответствующих возрасту умений; организация благоприятной для развития социальной и предметно-пространственной среды.

Чтобы заинтересовать воспитанников в освоении программы, применяется целый ряд способов. Дидактическая игра является наиболее эффективным, на мой взгляд. По сути, дидактическая игра – это многогранное и сложное явление. Она выступает в качестве метода обучения, и выполняет следующие функции:

  • Обучающую – способствует формированию мировоззрения ребенка, теоретических знаний и практических умений, навыков самообразования, расширение кругозора
  • Развивающую – развивается познавательный интерес, память, мышление, способность выражать свои мысли, и т.д.
  • Мотивационную – побуждает к проявлению инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества, применению полученных знаний и умений.
  • Воспитывающую – воспитывает доброжелательное и уважительное отношение к партнерам по игре.

В поисках новых методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office (майкрософт офис), а именно к программе PowerPoint (Пауэр Поинт), и к программе Movie Maker (киностудия Windows Leiv).

Цель, которую преследует внедрение ИКТ — это активизация познавательной активности и развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать основы информационной культуры личности.
  2. Повышать мотивацию детей во время НОД.
  3. Повышать познавательную активность детей.
  4. Способствовать развитию познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я определила основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению ИКТ – использование проектора и телевизора для показа презентаций, видеофрагментов и клипов во время НОД.

ИКТ в дошкольном обучении можно включать во все образовательные области. В ИКТ воспитанники выступают главными участниками, где педагог выступает в роли наблюдателя, и создает условия для самостоятельного поиска решений, исследования проблем.

При организации и проведении всех образовательных и режимных моментов с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и методических особенностей:

  1. Использование развивающих бесед, которые помогают справиться с поставленной задачей – период подготовки.
  2. Путем создание игровой мотивации в НОД, ребенок погружается в сюжет.
  3. Включение у ребенка в деятельности психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения, является основным этапом.
  4. Чтобы снять зрительное напряжение (гимнастика для глаз), мышечный тонус и нервное напряжение (физминутки, расслабление под музыку) – необходимы, в заключительном этапе.

Включенние в мультимедийные программы игровых компонентов, усиливают эффективность усвоения материала детьми, и настраивают на познавательную активность. Например, при освоении лексической темы «Перелетные и зимующие птицы» дети с удовольствием играли в игру «Клювы, лапы и хвосты» — составляли из отдельных частей тело птицы. В интерактивной игре «Образуй слова» — упражнялись в образовании прилагательных от имен существительных. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о перелетных и зимующих птицах, предварительно просмотрев видеофрагменты.

Мною была создана серия презентаций, видеофильмов и игр по лексическим темам: «Транспорт», «Перелетные и зимующие птицы», «Хлеб всему голова», «Одежда. Головные уборы», «Времена года», «Профессии», «Посуда», «Музыкальная шкатулка», «Человек. Части тела».

Собственные интерактивные разработки можно включать на любом этапе НОД – при закреплении и повторении материала, объяснении нового.

Использование в своей практике интерактивных игр, я как педагог имею ряд преимуществ:

  1. Игры позволяют создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме.
  2. Открывает доступ к различным тренажерам, необходимых для обработки умений и навыков, а также закрепление пройденого материала.
  3. Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большого круга решаемых задач.
  4. Постоянная смена познавательного материала на экране экономит время на занятии.
  5. Расширяют творческие способности педагога.
  6. В связи с глобальной информатизацией современного общества, реализуется социальный заказ.

Эффектиность использования интерактивных игр для ребенка:

  1. Побуждает детей к познавательной деятельности.
  2. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление – интерактивные игры способствуют быстрому запоминанию материала, а также увеличивают объем полученной информации.
  3. Формирует навык самостоятельной продуктивной деятельности.
  4. Формируету активную позицию, за счет самостоятельности в выборе действий.
  5. Повышает самооценку за счет системы поощрений, возможность исправить недочеты самостоятельно.
  6. Развивает характерные качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т. к. подчиняет свои действия поставленной цели, тем самым достигает положительного результата, путем решения проблемной задачи.)
  7. Интерактивные игры включают три вида памяти: зрительную, моторную и слуховую, что позволяет сформировать устойчивые связи ЦНС. В результате работы на их основе у детей развиваются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

При моделировании развивающей среды с применением компьютера, использование ИКТ значительно стимулирует готовность детей к проведению коррекционных занятий. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое до конца.

Таким образом, постоянное и целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ИКТ, способствут сосредоточения внимания, памяти, мышления, развивают фонематическое мышление, расширяют кругозор детей и словарный запас, формируют навыки правильной речи, увеличивают речевую активность.

Источники:

  1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Интерактивная развивающая среда детского сада». Учеб. пособие. М., 2004 г.
  2. «Интерактивная педагогика в детском саду». Методическое пособие/под. ред. Микляевой Н. В. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
Просмотров: 598
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Столбова Алеся Анатольевна. Развитие познавательных процессов через использование технологии «Сказочные лабиринты игры»
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Демидова Нина Николаевна. Использование театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением речи
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Языкова Ольга Юрьевна. Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Беспалова Наталья Петровна. Создание и использование дидактического материала «Экологические паспорта растений» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь